Амурский характер

Первый юбилей

Амурский характер

Автор
Марина Радаева, ­пресс-секретарь ПАО «АСЗ»

С началом Великой Отечественной войны на Амурском судостроительном заводе срочно началось освоение производства фугасных бомб (ФАБ-250 весом 250 кг и ФАБ-100 весом 100 кг), авиационных осколочных бомб (АО-10), опорных плит для минометов. Кроме того, велись подготовка производства и освоение изготовления артиллеристских снарядов калибра 76 мм и казенников для минометов. За столь короткое время организовать новое, не свойственное заводу производство было непросто. Требовалась мобилизация всех сил коллектива, особенно в машиностроении. Стало ясно, что завод не должен быть чисто судостроительной верфью, он должен иметь развитую машиностроительную часть. Для выполнения фронтового заказа привлекались литейный, кузнечно-прессовый, арматурный и другие цеха. Уже в 1941 году план по изготовлению боеприпасов был перевыполнен, и в конце декабря 1941 года командующий Дальневосточным фронтом генерал Апанасенко в приказе по фронту объявил благодарность коллективу завода.

В 1941 году на стапелях предприя­тия стояли военные корабли в разной стадии готовности. Надо было форсировать их достройку и испытания. Но с началом войны на фронт ушли многие корабелы, не хватало рабочих рук, не выручали 11-часовой день и отмена отпусков. Надо было много работать над ростом производительности труда, используя для этого соцсоревнование, движение рационализаторов и скрытые резервы. Все это помогло коллективу завода в военное полугодие 1941 года сдать ВМФ четыре эсминца проекта 7: эсминец «Решительный» (сдан 26 августа 1941 года), эсминец «Ретивый» (10 октября 1941 года), эсминец «Разъяренный» (27 ноября 1941 года), эсминец «Ревностный» (28 ноября 1941 года). Последний корабль этой серии – эсминец «Редкий» – был передан флоту 30 ноября 1942 года.

Особое место в деятельности завода в этот период занимало создание крейсеров проекта 26-бис.

Первый крейсер, «Калинин», в основном был укомплектован оборудованием еще в довоенный период. 18 мая 1942 года состоялся вывод крейсера «Калинин». 31 декабря 1942 года после ходовых испытаний крейсер был принят государственной комиссией в состав ВМФ СССР.

Сдача второго крейсера, «Лазарь Каганович», осложнялась перебоя­ми в поставках оборудования и материалов. Предназначенное для крейсера оборудование застряло на заводах-поставщиках. Гребные валы, например, почти в готовом состоянии остались на заводе «Баррикады» в городе Сталинграде. Гребные винты, отлитые на Балтийском заводе, оказались в кольце блокады Ленинграда. Рулевая машина по приказу главкома была переброшена в город Севастополь и установлена на корабль, получивший повреждение в бою. Не хватало изоляционных материалов для корпуса…

Выход из этого тупикового положения был только один: работать на корабле круглосуточно, в три смены. За работами на крейсере следили и помогали руководители города, края и министерства. Благодаря этому удалось вывезти из блокадного Ленинграда многотонные гребные винты, отлитые на Балтийском заводе, и башенные артиллерийские установки главного калибра, снятые с Колпинского участка обороны города Ленинграда. Заготовки гребных валов моряки Волжской флотилии извлекли из-под завалов разрушенного завода «Баррикады» в городе Сталинграде и через город Казань доставили на завод «Уралмаш» для предварительной механической и термической обработки, после чего они прибыли на наш завод для окончательной обработки и установки на крейсер. Много различного оборудования, механизмов, теплообменных аппаратов и арматуры завод изготовил своими силами. 30 декабря 1944 года крейсер «Лазарь Каганович» был сдан ВМФ.

7 июня 1944 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве на заводе паромов. Из-за отсутствия моста через реку Амур обеспечить железнодорожное сообщение до города Советская Гавань и переброску наших войск и грузов на театр военных действий с Японией могла только паромная переправа. Срок сдачи первого парома – июль, а второго – август 1945 года.

АСЗ получил задание очень большой сложности: за год подготовить производство и построить паромы. Проект 723 речного парома был разработан ЦКБ-51.

Цельносварной корпус судна формировался из секций. Завод разработал свою технологию секционной сборки и сварки оконечностей корпуса. Рационализаторы внедрили полуавтоматическую сварку секций, что позволило увеличить производительность этих работ вдвое.

Исключительно напряженный труд принес свои плоды: 31 марта 1945 года была закончена сварка корпуса первого парома, а 24 июня 1945 года – корпуса второго парома.

Продвижение монтажных работ сдерживалось срывом сроков поставок импортного оборудования из США. Учитывая важность этого заказа, директор завода Сатановский выехал за содействием в Москву. Благодаря вмешательству Микояна крайне необходимое оборудование было вскоре получено. И все же часть механизмов заводу пришлось изготовить в своих цехах в очень сжатые сроки ввиду бесперспективности их получения от американцев. Это шесть якорных электрических шпилей, рулевые машины, промежуточные валы. Опоздание поставки вагоноподъемников задержало монтаж и испытание основного устроительства на пароме, и завод часть монтажных работ своего контрагента взял на себя.

28 июля 1945 года начались государственные испытания первого парома. 31 июля 1945 года дизель-­электрический паром для ж/д переправы через реку Амур был принят в эксплуатацию точно в срок, установленный Государственным комитетом обороны.

Это было первое в СССР крупное речное судно с дизель-электрической гребной установкой. Строительство парома в такие сжатые сроки стало возможным благодаря упорному, очень напряженному творческому труду всего коллектива завода. Руководили работами и испытаниями на судне такие опытные инженерно-технические работники, как начальник участка корпусных работ Рябинский, старший строитель Грищенко, строитель по электрочасти Шахмейстер, сдаточный механик Фуртат, ответственный сдатчик по электрической части судна Чигренко и ответсдатчик вагоноподъемников Бурмистров. Конструктивные вопросы оперативно и грамотно решали главный конструктор проекта паромов Керичев и главный инженер ЦКБ-51 Жуковский.

За период японской кампании паром перевез через Амур более 3000 вагонов с грузами и основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды.

30 сентября 1945 года второй паром был сдан в эксплуатацию.

Впоследствии этим паромам были присвоены имена «Волга» и «Дон».

16 сентября 1945 года первый паром посетил заместитель председателя Совнаркома СССР А.И. Микоян, который лестно отозвался о пароме и в адрес коллектива завода сказал: «Вы сделали историческое дело».

Успешно прошли ремонт

Судоремонтный завод «Дальзавод» (город Владивосток) не мог в полной мере обеспечить ремонт кораблей Тихоокеанского флота. Поэтому с началом Великой Отечественной войны правительство приняло решение о привлечении завода (№199) к работам по капитальному ремонту подводных лодок серий V, VI.

Такой ремонт для коллектива предприятия стал новым видом производства. Завод не был к нему готов, не имел ремонтных материалов и оборудования и поэтому перестраивался на ходу. Для организации работ по ремонту ПЛ было создано бюро строителей.

В октябре 1941 года на ремонт были поставлены шесть ПЛ, в августе – одна, в октябре 1942 года – еще семь, в октябре 1943 года завод принял на ремонт четыре ПЛ. Всего на заводе успешно прошли ремонт 17 подводных лодок Тихоокеанского флота.

Своими силами для фронта, города, страны

В III квартале 1943 года Государственный комитет обороны выдал заводу задание на производство запасных частей к тракторам.

В конце 1943 года был организован цех ширпотреба, который выпустил за время войны около 42,5 тыс. штук изделий, в том числе кровати, кастрюли, ведра, лопаты, тяпки и многое другое.

В августе 1941 года на базе завода было создано ремесленное училище №6, которое за период войны подготовило 2700 квалифицированных рабочих ведущих специальностей. Многие из них впоследствии стали руководителями производства, труд многих был отмечен правительственными наградами.

В 1942 году на завод было принято свыше 1154 женщин, которые стали работать слесарями, токарями, монтерами и т.д. Все они осваивали специальности, которые раньше считались сугубо мужскими.

Остро встал вопрос об организации снабжения коллектива продуктами питания. Этот вопрос надо было решать безотлагательно. В феврале 1942 года в районе поселка Пивань был создан совхоз завода, где выращивали картофель и другие овощи, а также разводили коров, свиней. В середине этого же 1942 года при заводе был создан отдел рабочего снабжения (ОРС). Большую роль в улучшении организации питания трудящихся завода в то голодное время должна была играть фабрика-кухня, первую очередь которой открыли 1 июля 1942 года, а в конце года фабрика-кухня полностью вступила в строй.

Осенью 1941 года завод осуществлял напряженные работы по прокладке теплотрассы от заводской ТЭЦ до жилых домов города. Приближались холодные военные зимы. Поступивший на ТЭЦ уголь Райчихинского месторождения был влажным и смерзшимся. Своими силами завод разработал проект углесушила, и в 1943 году оно было построено.

В центре города возвышался недостроенный корпус Дворца культуры судостроителей, работы на котором были прекращены 8 июля 1941 года. Лишь в 1944 году они были возобновлены. За 10 месяцев 1944 года первая очередь ДК была достроена, и 7 ноября Всесоюзное радио из Москвы передало на всю страну сообщение о том, что 6 ноября 1944 года в городе Комсомольске-на-Амуре в только что построенном Дворце состоялось городское торжественное собрание, посвященное 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Факт строительства ДК в военное время придавал нашему народу уверенность в близком разгроме фашистской Германии.

Соревнование заводских бригад

В суровые военные годы на всех предприятиях страны активизировалось социалистическое соревнование, главная цель которого – помощь фронту. По итогам всесоюзного социалистического соревнования в III квартале 1942 года завод №199 занял второе место, а в IV квартале – первое место. Коллективу завода было вручено переходящее Красное знамя ВСПС, НКВМФ и НКСП, а также была выплачена премия в сумме 1,5 млн руб.

С самого начала войны на заводе были организованы комсомольско-молодежные фронтовые бригады. Это движение получило прописку в монтажном, литейном, стапельном и других цехах. В марте 1944 года на заводе уже насчитывалось 295 комсомольско-молодежных фронтовых бригад.

В годы войны было налажено производство боеприпасов и оружия:

Фугасных авиабомб весом 250 кг ФАБ-250______________ 5 120 шт.
Фугасных авиабомб весом 100 кг ФАБ-100______________ 40 895 шт.
Авиационных осколочных бомб весом 10 кг АО-10_______ 12 024 шт.
Снарядов АС-76 калибра 76 мм_______________________ 161 500 шт.
Головок ФАБ-100___________________________________ 7500 шт.
Казенников для минометов___________________________ 3 493 шт.
Опорных плит минометов____________________________ 6 049 шт.
Цистерн___________________________________________ 77 шт.
Автобензоцистерн на_______________________________ 871 тыс. руб.
Контейнеров______________________________________ 1000 шт.

Так служили наши корабли!

Корабли, построенные заводом, несли службу на Тихоокеанском флоте, охраняли с моря советского Дальнего Востока от возможного японского вторжения. Часть кораб­лей завода была переведена на Северный флот и участвовала в боевых операциях против фашистской Германии. Так, лидер эсминцев «Баку», поступивший на флот в 1938 году, вместе с эсминцами «Разъяренный» и «Разумный» претерпел ряд изменений, которые были направлены на повышение прочности корпуса в ледовой обстановке, замену гребных винтов на более прочные. Благодаря этому они осуществили беспримерный трехмесячный переход Северным морским путем из города Владивостока в Полярное.

По прибытии на Северный флот лидер «Баку» активно включился в боевую деятельность. Уже 17 ноября он участвовал в защите союзного конвоя QP-15. Летом 1943 года лидер «Баку» участвовал в обеспечении перехода ледоколов «Микоян», «Красин», «Адмирал Лазарев», «Монткальм» и ледореза «Литке» из города Молотовска (ныне город Северодвинск) в Карское море. Подводные лодки противника своевременно обнаруживались кораблями охранения, которые срывали атаки врага. В ноябре того же года лидер «Баку», эсминцы «Разъяренный» и «Разумный» принимали участие в обеспечении перехода ледокола «Сибирь» и ледореза «Литке» из Арк­тики в город Молотовск. Эсминцы умелыми действиями срывали атаки подводных лодок противника. Лидер «Баку» за успешные боевые действия и героизм личного состава был награжден орденом Красного Знамени.

В японскую кампанию в августе 1945 года подводная лодка Л-12, построенная на нашем заводе, на второй день патрулирования у порта Румой на острове Хоккайдо обнаружила японский транспорт водоизмещением около 5000 т, выходящий из порта. Лодка торпедировала транспорт, который переломился и пошел ко дну. Потом лодка оторвалась от преследовавших ее сторожевых кораблей противника и благополучно вернулась на свою базу.

Амурский характер

В годы войны наш Амурский судостроительный завод фактически был единственным предприятием страны, занятым новым крупным судостроением. И при этом он был оторван от главной базы материально-технического обеспечения и комплектации, проектных организаций. Руководству, ИТР и рабочим завода приходилось в основном рассчитывать на свои силы, на свое умение и инициативу. Работали круглые сутки, в две смены, по 11 часов. Подобные условия воспитали у амурских корабелов такие ценные качества, как высокая ответственность за порученное дело, инициативный подход к решению сложных проблем, самостоятельность в принятии технических и организационных решений.

Страна высоко оценила труд заводчан в военное лихолетье: коллектив нашего предприятия был награжден высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.


Амурский характер
Амурский характер
Амурский характер
Амурский характер