Первый юбилей

Уважаемые друзья и коллеги!

Дорогие ветераны!

Приближается священный для всех нас юбилей – 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот праздник не просто красный день в календаре, не простая памятная дата. 9 Мая – это особенный день для всех россиян. Война не обошла стороной ни одну нашу семью, и память о тех, кто, не щадя своей жизни, бился на полях сражений и о тех, кто в тылу каждой минутой своего неимоверно тяжелого труда приближал долгожданный миг Победы, навечно останется в памяти поколений. Когда смотришь на бесконечный людской поток, движущийся по улицам российских городов во время акции «Бессмертный полк», отчетливо осознаешь масштаб подвига наших отцов, дедов и прадедов. Как сказал величайший российский полководец Александр Васильевич Суворов, «мужественные подвиги достовернее слов». И подобрать слова благодарности, соразмерные деяниям фронтовиков и тружеников тыла, вряд ли возможно. Но не подлежит сомнению, что победа над фашизмом – это одно из величайших событий во всей мировой истории, и сего­дня мы должны особенно бережно относиться к нашим ветеранам – последним живым свидетелям великого подвига нашего народа, тем, на чьем примере мы воспитываем нашу молодежь.

Важное место в Книге памяти, посвященной по­двигам участников Великой Отечественной войны, занимает подвиг советских кораблестроителей. В годы суровых испытаний они не покладая рук, практически бессменно трудились на судостроительных предприя­тиях: строили новые и ремонтировали действующие военные корабли, подводные лодки, катера, многочисленный вспомогательный флот. В Ленинграде в тяжелейшее время блокады работы не останавливались ни на день. При этом нужно помнить, что многие корабелы ушли на фронт. Так, только с одного Балтийского завода в действующую армию были призваны около 7 тыс. человек – 6 тыс. из них так и не вернулись с фронта. Чтобы обеспечить бесперебойную работу судостроительных предприятий, к станкам встали женщины и дети – жены и сыновья корабелов-фронтовиков. Уже в самом начале войны ленинградские кораблестроители убедительно доказали, что в военное время можно успешно использовать для нужд фронта гражданские наработки. Так, на том же Балтийском заводе в массовом порядке в канонерские лодки были переоборудованы грунтоотвозные шаланды. Эта работа была проделана рабочими завода всего за несколько месяцев. Начиная с лета 1941 года Балтийский завод в максимально сжатые сроки формирует ремонтные бригады для работ по восстановлению кораблей, получивших повреждения в результате боевых действий. В свою очередь, завод приступает к выполнению заказов для нужд сухопутных войск: в его цехах налажено производство орудийных лафетов, артиллерийских снарядов, минометов, корпусов для фугасных авиабомб и многого другого.

В сентябре 1941 года заводчане начали производство долговременных оборонительных точек, которые собирались из запасов листовой брони, имевшейся в наличии на заводских складах. В итоге было построено 8 крупных артиллерийских и около 90 малых и средних дотов. Эти оборонительные сооружения помогли сдержать натиск врага на подступах к Ленинграду, став серьезным подспорьем в системе обороны города на дальних и ближних рубежах. Начиная с середины войны на Балтийском заводе был организован специальный участок по производству снарядов для оружия Победы – легендарных реактивных минометов «катюша». Неоценимым вкладом в приближение дня снятия блокады Ленинграда и полной Победы над фашистской Германией стала работа завода по созданию 6 самоходных барж и 35 тендеров, которые весной, летом и осенью обеспечивали работу Дороги жизни в Ладожском озере. Эти суда перевозили эвакуированных на Большую землю и возвращались обратно с грузом продовольствия и самых необходимых блокадному Ленинграду вещей, медикаментов, оборудования.

Не менее героическим был труд рабочих ленинградских Адмиралтейских верфей. С этого предприятия на фронт ушли около 8 тыс. человек. В условиях огромного кадрового дефицита, нехватки оборудования и складских запасов работа на предприятии не прекращалась все военные дни. Этот трудовой подвиг пополнил наш военный флот 7 подводными лодками, 20 бронированными катерами и 116 самоходными плашкоутами для перевозки грузов и десанта. Кроме строительства новых кораблей и подводных лодок, адмиралтейцы обес­печивали текущий и неотложный ремонт кораблей. Всего было отремонтировано и переоборудовано под нужды военного времени около 300 надвод­ных судов. Не останавливалась инженерно-­проектная работа. Создавались, а затем успешно реализовывались проекты по приспособлению гражданского флота для военных нужд, вносились многочисленные рационализаторские предложения. У каждого предприятия была своя цена Победы. В скорбном послевоенном мартирологе Адмиралтейских верфей числятся около 5 тыс. не вернувшихся с фронта работников и около 3 тыс. заводчан, умерших от голода и бомбежек в блокадном Ленинграде.

В годы войны из Ленинграда в Казань было эвакуировано Невское проектно-конструкторское бюро, но часть инженеров и конструкторов продолжили работу в осажденном городе. Проектировщики продолжали трудиться на верфях и предприятиях, ремонтируя, реконструируя и проектируя новые корабли. Сложно представить, как в условиях голодных блокадных зим смогли продолжать свой труд эти по-настоящему героические люди, но все их разработки оперативно реали­зовывались в металле. Прямо со стапелей корабли и подводные лодки вставали в строй, пополняя собой ряды боевых единиц советского флота.

Говоря о советских корабелах и об их самоотверженном труде в годы Великой Отечественной войны, нельзя не упомянуть нижегородский завод «Красное Сормово». Работа сормовцев – пример ежедневного трудового подвига, который невозможно описать с помощью каких-либо оценочных категорий. Перестроенная под руководством легендарного директора предприятия Ефима Рубинчика производственная цепочка позволила наряду с кораблями и подводными лодками начать собирать легендарные тридцатьчетверки – танки, в которых особенно нуждалась Красная армия. И все это было реализовано в рекордные сроки – буквально за два с небольшим месяца. Символично, что один из первых ворвавшихся весной 1945 года в Берлин танков был произведен именно на заводе «Красное Сормово». Сегодня эта боевая машина установлена на постамент у стен завода. Всего же на предприятии за годы войны было произведено около 13 тыс. Т-34. На Сормово были построены 27 из 55 произведенных в Советском Союзе в военное время подводных лодок. Потопивший 30 января 1945 года в результате «атаки века» немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» выдающийся советский подводник Александр Маринеско командовал подводной лодкой С-13, сошедшей со стапелей «Красного Сормова».

Сегодня сормовчане, как и их коллеги с других многочисленных предприятий и верфей Объединенной судостроительной корпорации, тщательно собирают и сберегают все, что связано с героическим военным периодом жизни их предприятия. Вся эта информация потом ложится в основу различных гуманитарных и просветительских проектов, цель которых – ­сохранение памяти и патриотическое воспитание молодежи.

Говоря о труде кораблестроителей Великой Отечественной войны, нельзя обойти стороной деятельность Севмаша. В цехах предприятия, которое тогда называлось «Завод №402», с началом войны остались трудиться преимущественно женщины и дети. Около 2,5 тыс. трудоспособных мужчин ушли на фронт. С 1942 года завод производил широкий ассортимент минно-тральной продукции. Но, как и в других случаях, деятельность завода лишь этим не ограничивалась: Севмаш собирал корпуса для авиа­ционных бомб, изготавливал взрыватели, большую номенклатуру инженерно-технических сооружений (мостовые и понтонные конструкции) и артиллерийские установки для миноносцев. Велика роль предприятия в обеспечении деятельности легендарных северных конвоев. На предприятии были построены многочисленные причальные стенки, которые стали принимать приходящие транспортные конвойные суда. В итоге более 60% грузов по ленд-лизу было принято северо-­западом нашей страны именно через порт, построенный на базе завода №402 – нынешнего Севмаша.

Подвиг советских кораблестроителей не поддается описанию. Кроме кораблей и судов различных классов, корабелы трудились и над созданием огромного спектра другой продукции военного назначения: танки и «катюши», авиационные бомбы и долговременные огневые точки, корпуса снарядов и взрыватели... И мне бы хотелось особо отметить, что героический труд корабелов не остался не замеченным страной. Эта страница нашей доблестной истории будет навечно сохранена в памяти потомков.

2020 год выдался для России очень непростым. Но я ни минуты не сомневаюсь, что через все испытания наша страна и наша кораблестроительная отрасль пройдут без потерь и мы продолжим поступательное движение вперед. Потому что перед нашими глазами стоит подвиг наших легендарных предков. Это они завещали нам никогда не сдаваться и не пасовать перед любыми трудностями. Уверен, что так оно будет всегда.

Я хочу искренне поздравить с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне всех наших ветеранов-кораблестроителей и их потомков, всех многочисленных сотрудников предприятий Объединенной судостроительной корпорации, пожелать нам всем мирного неба над головой, самого крепкого здоровья и новых побед в труде на благо российского военного и гражданского судостроения!

Председатель совета директоров АО «ОСК»
Георгий Полтавченко



Навеки в памяти потомков
Навеки в памяти потомков