Первый юбилей

Маленький авианосец с большими возможностями

Дмитрий Курочкин
кандидат технических наук, начальник сектора внешнеэкономической деятельности Северного проектно-конструкторского бюро

В недалеком прошлом Советский Союз имел один из самых мощных десантных флотов в мире. Сегодня ВМФ России располагает на первый взгляд все еще достаточно серьезным количеством больших десантных кораблей, но самому молодому из них, «Королеву», 28 лет. Практически все эти корабли в силу своего физического и морального устаревания требуют скорейшей замены. Кроме того, неоднократно поднимался вопрос о необходимости иметь в составе флота десантные вертолетоносцы. Сегодня у российского ВМФ таких кораблей нет

Продолжение. Начало в №1 (34) 2018

Самые современные российские большие десантные корабли – проекта 11711. Головной – «Иван Грен» – вошел в состав ВМФ в прошлом году, первый серийный – «Петр Моргунов» – проходит испытания. Ожидается, что он будет принят в состав флота в текущем, 2019 году.

Головной корабль был заложен на судостроительном заводе «Янтарь» еще в декабре 2004 года. Первоначально планировалась серия из шести кораблей, но отсутствие единого мнения о том, какой русскому флоту нужен десантный корабль, приводило то к коллизиям с «Мистралями», которые спроектированы по гражданским нормам и априори не являются полноценными боевыми кораблями, то к серьезным изменениям проекта. Подвергалась в ходе постройки изменениям и концепция использования большого десантного корабля проекта 11711, происходила корректировка проекта в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения технико-технических характеристик. Затянувшееся строительство привело к тому, что немаловажную роль сыграло и желание сэкономить средства и сократить время постройки корабля. В итоге было принято решение о сокращении серии всего до двух единиц.

К достоинствам хоть и неоднозначного, но, несомненно, уникального проекта обычно относят наличие на его борту двух вертолетов типа Ка-29. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что оба вертолета расположены друг за другом – конструкция основного ангара, рассчитанного на один вертолет, имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки. При длительной предполетной подготовке и постполетном обслуживании одновременное применение обоих машин практически невозможно.

По результатам испытаний и эксплуатации этих БДК наконец было принято решение о строительстве еще двух кораблей этого типа. В апреле 2019 года во время церемонии закладки третьего и четвертого корпусов президент ОСК Алексей Рахманов сообщил о том, что их строительство будет вестись по измененному проекту. Корректировка шифра проекта при этом производиться не будет.

Ни в коем случае не пытаясь взять на себя роль адепта военной науки, хотелось бы высказать некоторые личные взгляды на то, каким в будущем видится перспективный десантный корабль для российского военно-морского флота.

Совершенно очевидно, что флоту нужны и большие десантные корабли, обладающие функциональными возможностями БДК типа «Иван Грен», и корабли меньшего водоизмещения, и десантные суда на воздушной подушке, и экранопланы, новый виток развития которых рано или поздно произойдет.

Но раз уж сегодня идет речь о воссоздании океанского флота, способного нести бремя одного из важнейших инструментов решения геополитических задач России, необходимо отойти от воссоздания в том или ином виде адаптированных под реалии начала XXI века, но все-таки ставших уже классическими боевых единиц. Следует, изучив мировой опыт и переработав его под свои цели и задачи, задуматься о необходимости проектирования и строительства более крупного и дорогостоящего «универсала» – относительно небольшого «десантного авианосца», обладающего очень большими возможностями.

Уже давно не вызывает сомнения факт, что в условиях современного боя немыслимы действия в рамках концепции «флот против берега» без авиационной поддержки и прикрытия, без возможности осуществления «вертикаль­ного охвата» с высадкой десанта либо диверсионных групп в тыл или на фланги сил противника.

Таким образом, можно предположить, что при отсутствии «полноразмерных» авианосцев наиболее боеспособными, мобильными и перспективными оперативными соединениями современного российского флота могут стать экспедиционные ударные группы, ядром которых будут авианосные десантные корабли, в ангарах которых помимо техники и личного состава подразделений морской пехоты разместятся десантные и ударные вертолеты, а также легкие штурмовики и истребители. Именно они, а не войсковые транспорты вроде «Мистраля» необходимы ВМФ России, в том числе во время конфликтов типа «пятидневной» войны или демонстрации флага в любой точке Мирового океана.

В перспективе состав авиагрупп таких кораблей должны дополнить ударные беспилотные летательные аппараты традиционной (самолетной) схемы. На нынешнем этапе развития беспилотники пока еще мало что умеют и рассматриваются прежде всего как инструмент подавления ПВО противника, а также для поражения наземных целей с заранее известными координатами. То есть представляют собой обеспечивающее, а также ударное средство, практически дублирующее крылатые ракеты класса «корабль – берег».

Но ведь именно в нашей стране были созданы высокоэффективные одноразовые противокорабельные беспилотные летательные аппараты – именно так можно классифицировать сверхзвуковые тяжелые противокорабельные ракеты оперативного назначения. Перенос бортового «интеллекта», реализованного на подобных комплексах, с одноразовой на многоразовую беспилотную платформу, очевидно, не должен представлять чрезмерно сложной технической проблемы. В этой связи можно вспомнить и первый советский космический беспилотник «Буран», совершивший свой знаменитый полет тридцать лет назад – в 1988 году. Поэтому очень хочется надеяться, что в конечном итоге при соответствующем государственном подходе и финансировании проектов беспилотные летательные аппараты абсолютно нового уровня развития, способные решать такие задачи, как непосредственная авиационная поддержка, изоляция района боевых действий, завоевание господства в воздухе, ведение маневренного воздушного боя и т.д., появятся именно в России.

А до появления подобных «умных» машин, в составе авиагрупп авианесущих кораблей будут оставаться и пилотируемые ЛАК, для обеспечения проведения взлетных операций которых в носовой части полетной палубы необходим трамплин. При этом на ограниченной по длине палубе универсального десантного корабля появляется возможность установить и короткую катапульту для запуска беспилотника. Ее длина, однозначно меньшая по сравнению с традиционной катапультой, составляющей более 90 м, обуславливается в том числе и более высокими перегрузками, которые может испытывать беспилотный аппарат по сравнению с пилотируемым.

Флоту нужны большие десантные корабли, корабли меньшего водоизмещения, десантные суда на воздушной подушке и экранопланы

Открытым для обсуждения военной наукой остается ряд принципиальных вопросов. Например, наличие доковой камеры и десантно-высадочных средств, а также возможность схода десантируемой техники наплав.

При строительстве Cavour итальянцы были вынуждены пойти по упрощенному пути, фактически приспособив полноценный авианосец под перевозку техники и морпехов в режиме войскового транспорта. Более современный «универсал» Trieste уже обладает расширенными, полноценными десантными возможностями.

Испанцы же, несмотря на то что наличие док-камеры, кроме усложнения конструкции самого корабля, приводит к увеличению его стоимости, снижению живучести, уменьшению некоторых полезных объемов и т.д., с самого начала приняли эту жертву, и их Juan Carlos I при том же водоизмещении, что итальянский Cavour, имеет полноценную док-камеру на четыре стандартных десантно-высадочных средства типа LCM.

Вряд ли на корабле среднего водоизмещения, да еще и с полноценными авианосными функциями, удастся разместить док-камеру больших размеров, нежели на четыре самоходных плашкоута или два судна с воздушной подушкой. Соответственно, его транспортно-высадочные возможности останутся весьма ограниченными.

Высокая численность перевозимого подразделения морской пехоты (до батальона включительно) с тяжелым вооружением и техникой означает, что решение задачи по переброске полного состава такого подразделения на необорудованный берег четырьмя плашкоутами возможно только несколькими волнами со значительными временными затратами.

То есть указанное количество высадочных средств никак нельзя считать достаточным для выполнения таким кораблем в одиночку (даже при наличии транспортных вертолетов) полноценной десантно-штурмовой операции. Кроме того, следующие после захвата приморского плацдарма этапы подразумевают в числе прочих подвоз средств материально-технического обеспечения закрепившимся войскам, высадку главных сил, развертывание их в боевые порядки, одновременную эвакуацию раненых и в конечном счете расширение плацдарма и выход на оперативный простор.

Здесь уместен вопрос о роли и месте десантного авианосца рассматриваемого типа в структуре ВМФ.

Определенно, такой корабль не будет выполнять высадку первого эшелона десанта вследствие своей громоздкости, высокой стоимости, придания ему функций флагмана или корабля управления оперативного соединения ограниченных транспортно-высадочных возможностей. Для «первого броска» необходимы гораздо более простые и дешевые корабли, способные осуществить высадку наплав, подойдя максимально близко к берегу, – аналоги «танкодесантных» кораблей, а также скоростные экранопланы и суда с воздушной подушкой, конкретный тип которых определяется пригодностью побережья в зоне высадки.

Перспективный десантный авианосец по своему функционалу следует оптимизировать для иных задач. Важнейшие из них – управление и координация разнородными силами оперативного соединения (экспедиционной ударной группы), обеспечение господства в районе десантных действий, авиационная поддержка десанта и прикрытие сил флота, снабжение войск на плацдарме, эвакуации раненых, высадка сил последующих эшелонов после занятия плацдарма и т.д.

Много споров сегодня вызывает целесообразность стратегии так называемой загоризонтной высадки. Она позволяет десантировать плавающую технику, не входя в зону визуального контакта с противником.

Пожалуй, следует признать, что загоризонтная высадка в реалиях современной войны – это красиво и эффектно, но вряд ли эффективно. Страны, вооруженные силы которых обладают достаточно сильными военно-воздушными силами и располагают современными ракетно-артиллерийскими комплексами, будут в состоянии сорвать высадку десанта даже на таком «безопасном» удалении. С другой стороны, если береговая оборона была подавлена авиационными средствами, а универсальной артиллерией кораблей поддержки завоевано господство в воздухе – загоризонтная высадка становится просто излишней.

Необходим взвешенный подход и в вопросе состава вооружения корабля. Не ставится под сомнение необходимость наличия средств самообороны – зенитного ракетно-артиллерийского и зенитного ракетного комплексов. Но наличие реактивной системы залпового огня и артустановки остается сегодня открытым вопросом даже для вооружения большого десантного корабля, которое будет работать на минимальном удалении от берега и в условиях вероятности непосредственного огневого контакта с противником.

При наличии штурмовых вертолетов и кораблей поддержки с универсальной артиллерией, скорее всего, именно на них должна быть возложена задача подавления огневых точек и уничтожения бронетехники противника, в том числе расположенных на закрытых позициях. А системы залпового огня, артиллерийские установки с погребами боезапаса и системами управления займут на десантном корабле дополнительные объемы, увеличат его стоимость при весьма неоднозначном профите.

Еще одним спорным моментом при проектировании нового корабля является выбор типа главной энергоустановки и определение максимальной скорости. В последнее время начинает преобладать взвешенное мнение о нецелесообразности слишком высоких скоростей полного хода у боевых надводных кораблей основных классов. Гораздо важнее экономичность, ремонтопригодность главной энергоустановки и снижение эксплуатационных расходов. В таком случае следует рассматривать дизельную либо дизель-элек­трическую энергетическую установку.


Основные характеристики перспективного универсального десантного авианосца

Назначение:

Корабль управления и координации действий разнородных сил оперативного соединения, флагман экспедиционной ударной группы

– Обеспечение господства в районе десантных действий

– Авиационная поддержка десанта и прикрытие сил флота

– Разведка, уничтожение сил и средств противника на берегу

– Снабжение войск на плацдарме

– Эвакуация раненых

– Высадка сил последующих эшелонов после занятия плацдарма

Авианосная архитектура: сплошная полетная палуба с трамплином, в перспективе – наличие укороченной катапульты для запуска беспилотника

Авиакрыло, состоящее из ударных и десантно-транспортных вертолетов, самолетов, перспективных ударных беспилотников самолетной схемы

Наличие на борту ангара для размещения ЛАК

Наличие доковой камеры для соответствующего количества десантных катеров типа «Серна» или «Дюгонь», перспективных судов на воздушной подушке

Дополнительное наличие на борту десантных катеров типа БК-16

Отсутствие функций высадки наплав (носового лацпорта и иных технических средств), а также опционала загоризонтной высадки

Наличие комплексов самообороны – зенитного ракетно-артиллерийского и зенитного ракетного комплексов средней дальности

Отсутствие реактивной системы залпового огня и универсальной артиллерии среднего калибра

Расширенные госпитально-медицинские возможности для выполнения гуманитарных миссий и приема раненых при выполнении основной боевой задачи

<Развитые радиоэлектронные средства (обеспечение функций управления соединением) и средства радиоэлектронной борьбы

Относительно невысокая скорость хода, порядка 19–21 узла

Экономичная энергетическая установка – дизельная либо дизель-электрическая главная

Возможность действий в северных широтах, особенно принимая во внимание факт все более глобального присутствия России в Арктике

Возможность приема вооружения и специального оборудования в модульном исполнении в стандартных морских контейнерах

Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями