Первый юбилей

Радий Шмаков
ведущий специалист по истории проектирования

По проектам выдающегося генерального конструктора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Георгия Чернышёва разработаны и построены более 60 атомных подводных лодок II и III поколений, обеспечивших нашей стране военный паритет в годы холодной войны и в настоящее время

Георгий Николаевич Чернышёв – крайне самобытная личность. Он обладал превосходными организаторскими способностями, обширными знаниями, опытом и невероятным трудолюбием, что принесло ему заслуженный авторитет в профессиональной среде.

Заводская школа

Георгий Николаевич родился 23 августа 1919 года в украинском Николаеве в рабочей семье. Работать на производстве начал 15-летним юношей – сначала в фабричном заводском училище, затем в цеху Николаевского судостроительного завода. Вскоре после его поступления в Николаевский кораблестроительный институт началась война. Чернышёв служил в армии и продолжил учебу уже в Пржевальске, куда институт был эвакуирован. Затем по распределению юноша был направлен на работу в ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), которое в то время дислоцировалось в Нижнем Новгороде. Там последовательно занимал должности конструктора 1-й категории и старшего конструктора. В 1947 году был включен в группу специалистов для работы в немецком Бланкенбурге, которую возглавлял Алексей Антипин. Группа занималась воссозданием специальной энергетической установки, изобретенной немецким инженером Гельмутом Вальтером. Немецкие судостроители использовали ее при постройке подводных лодок ХХVI серии.

В мае 1948 года, после завершения сбора материалов по воссозданию парогазовой турбинной установки, Чернышёва перевели во вновь созданное специальное конструкторское бюро №143 (ныне «Малахит»). Он участвовал во всех стадиях проектирования, строительства и швартовных испытаниях создаваемой в то время подводной лодки проекта 617.

Атомный прорыв

В сентябре 1952 года в составе малочисленной группы специалистов СКБ-143 под руководством Владимира Перегудова и под научным руководством академика АН СССР Анатолия Александрова Чернышёв начал работать над решением проблемы по созданию отечественной атомной подводной лодки. Труды ученых и конструкторов увенчались успехом. Им удалось доказать возможность создания подводной лодки с использованием первой транспортной ядерной паропроизводящей энергетической установки водо-водяного типа. Ее главным конструктором выступил член-корреспондент АН СССР Николай Доллежаль. Во всех этих работах Георгий Чернышёв проявил себя профессионалом высокого класса.

В апреле 1953 года Совет Министров СССР принял решение о разработке эскизного проекта первой отечественной атомной подводной лодки пр. 627, названной впоследствии «Ленинский комсомол». С этого момента и до 1956 года Чернышёв работает заместителем начальника отдела главной механической установки атомной субмарины в реорганизованном СКБ-143. Творческие способности, широкий кругозор и стремление к поиску нетрадиционных, нестандартных решений открыли ему путь к работам по проектированию новых атомных подводных лодок.

В ноябре 1956 года Чернышёв становится заместителем главного конструктора Виталия Фуникова на проекте атомной подводной лодки 639, вооруженной ракетами большой дальности Р-15 (главный конструктор Михаил Янгель). А еще за два года до этого Чернышёв успешно завершил эскизный проект, в котором был выполнен целый ряд важных для подводного кораблестроения проработок, которые затем были использованы в конкурсных проектах по атомным подлодкам второго поколения.

Многоцелевая подлодка

В соответствии с принятой в судостроении специализацией СКБ-143 было поручено проектирование противолодочной подводной лодки проекта 671. Чернышёв был назначен главным конструктором этого проекта. Головная атомная подводная лодка проекта 671 вступила в строй в ноябре 1967 года. Трудно переоценить значение этого события в отечественном подводном кораблестроении. Был создан принципиально новый архитектурный тип одновальной атомной субмарины с осесимметричной формой корпуса, с оптимальными пропульсивными качествами удлинения корабля и его обводов и развитым крестообразным кормовым оперением, обеспечивающим устойчивое движение на рекордной для того времени скорости – около 34 узлов. В то же время корабль имел исключительно высокую маневренность.

Такой форме отвечали и осуществленные в проекте решения: переход на увеличение диаметра прочного корпуса и ставшие классическими компоновка современной гидроакустики с торпедным оружием в носовой оконечности, а также применение одновального главного турбозубчатого агрегата с автономным турбогенератором в одном отсеке. Получению высоких тактико-технических характеристик способствовала жесткая борьба за минимальное водоизмещение. В дальнейшем это обеспечило создание модификаций проекта на внутренних заводах страны.

Задуманная как противолодочная, подводная лодка превратилась в многоцелевую, а затем в процессе строительства появились стартующие из торпедных аппаратов ракетные комплексы «Вьюга», «Водопад», «Шквал», «Гранат» и «Калибр».

За создание атомной подводной лодки проекта 671 Чернышёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Прогрессивные проектные решения и высокие тактико-технические характеристики явились хорошей основой для нескольких модификаций проекта. Через пять лет флоту был сдан головной корабль проекта 671РТ с увеличенным торпедным вооружением, установкой новых дальноходных торпед и ракет 650-мм калибра «Ветер» и Т-65, блочной компоновкой паротурбинной установки и снижением шумности корабля. За эту работу Чернышёв был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

В то же время под его руководством велись инициативные работы по дальнейшему развитию базового проекта. Головной корабль проекта 671РТМ был сдан флоту в 1977 году. На нем были установлены головные образцы радиоэлектронного вооружения: гидроакустика «Скат-КС», навигация «Медведица» и боевая информационно-управляющая система «Омнибус». Кроме того, удалось значительно снизить шумность подводных лодок. В это же время впервые появились неакустические средства вооружения субмарин и высокоточное оружие для нанесения ударов по территориям вероятного противника.

Тактико-технические характеристики корабля этого проекта, названного «Щукой», были столь высоки, что они строились большой серией, 26 единиц, на двух заводах: Адмиралтейском в Санкт-Петербурге и Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Последний корабль был сдан в 1992 году. За создание атомной подводной лодки проекта 671РТМ Чернышёв был награжден орденом Ленина. Подводные лодки проектов 671, 671РТ и 671РТМ (всего 48 единиц) стали безотказными «рабочими лошадками», которые всегда возвращались к своим берегам, надежными кораблями своего времени.

Третье поколение

В 1974 году Чернышёва назначили начальником и главным конструктором Союзного проектно-монтажного бюро машиностроения «Малахит», объединившего коллективы СКБ-143 и ЦКБ-16 (Центральное проектное бюро «Волна»). Надо отдать должное – слияние Чернышёв сумел провести с ювелирной точностью, не обидев ни одного сотрудника двух коллективов и назначив на руководящие должности достойных грамотных специалистов-профессионалов.

Несмотря на организационные сложности, связанные с объединением, в бюро велись проработки по созданию атомной подлодки третьего поколения. В 1976 году был представлен сокращенный эскизный проект 971. Его головной корабль прошел все положенные испытания и в 1984 году был сдан ВМФ. В том же году Чернышёву присвоили звание генерального конструктора.

Строительство атомной подлодки проекта 971 разворачивалось на двух заводах: в Комсомольске-на Амуре и Северодвинске.

Освободившись от должности главного конструктора проектов 671, 671РТ и 671РТМ, Георгий Николаевич сосредоточил свои усилия на создании серии кораблей проекта 971.

Преемником по проектам 671, 671РТ и 671РТМ по решению коллегии Министерства судостроительной промышленности с 1984 года назначен главный конструктор Радий Шмаков.

Проекты 971 и 671 занимают особое место в биографии Чернышёва. Вновь создается базовая модель многоцелевой атомной подлодки с оптимальными характеристиками и большими модернизационными возможностями. Но главное в этом проекте – исключительно низкие уровни акустического поля и установка нового, значительного более эффективного гидроакустического комплекса.

Упорно и целеустремленно шел Чернышёв к достижению паритета с США во взаимном обнаружении подводных лодок. Эту проблему совместно с контрагентами, научными институтами и собственным коллективом он успешно решил только при создании серии проекта 971. Был завершен огромный труд, рассмотрены и внедрены предложения институтов и заказчиков, найдены и реализованы нетрадиционные технические решения. Уже на испытаниях головного корабля проекта 971 удалось достичь превосходства над подводными лодками типа Los Angeles. Так закончилась многолетняя исключительно трудная борьба за ликвидацию нашего отставания в важной характеристике подводной лодки – ее скрытности. И вклад Георгия Николаевича в решение этой государственной проблемы невозможно пере­оценить. За этот проект Чернышёв был удостоен звания лауреата Государственной премии РФ.

Смелость и ответственность

Успех развития атомных подводных лодок из противолодочных с их торпедным вооружением в многоцелевые с торпедно-ракетным и высокими тактико-техническими характеристиками во многом определил личные качества Чернышёва. Речь идет о бремени огромной ответственности главного конструктора за все решения, принятые в проекте. Талант конструктора, помноженный на огромное трудолюбие, высокое чувство ответственности, а также способность внимательно и вдумчиво анализировать множество вариантов и отбирать нужные. Как дирижер огромного оркестра, составленного из различных музыкальных инструментов, создает яркое и гармоничное звучание, так и Чернышёв создавал свои произведения – стремительные, красивые, элегантные подводные корабли. Он был терпим к оппонентам, обладал чувством юмора. За 45 лет работы ему часто приходилось доказывать свою правоту, спорить, настаивать и уговаривать – и чаще всего он добивался нужного решения. В нем жило вечное стремление повысить эффективность субмарин не только на этапах проектирования, но и в процессе строительства. Так было с образцами торпедно-ракетного оружия, с акустическими и неакустическими средствами обнаружения. Многоцелевые проекты 671РТМ и 971 и вовсе родились «вне плана», из инициативных предложений главного конструктора. Решения были смелые, но ошибок не было. Чернышёв был разумным, рассудительным человеком и понимал, что флоту нужны не только эффективные, но и надежные корабли. Он с большим уважением относился к морякам-подводникам, ценил их опыт и знания, был внимателен к предложениям флота.

Георгий Николаевич скончался в 1997 году. Его похоронили на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. В память о конструкторе на фасаде здания Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» в 1998 году установлена мемориальная доска. Его именем названо судно измерения физических полей Северного флота, а в здании бюро появился памятный стенд, посвященный его деятельности.

Его корабли
Его корабли
Его корабли
Его корабли
Его корабли
Его корабли
Его корабли