Первый юбилей

Время собирать знания

Екатерина Ларина
руководитель проекта департамента технического развития ОСК

Общемировая тенденция по преобразованию знаний в ценный рыночный актив и стремление ОСК эффективнее использовать наш интеллектуальный капитал для усиления конкурентных преимуществ послужили экономическими предпосылками создания в ОСК системы управления знаниями

Мы рассматриваем знания как ресурс, позволяющий человеку или организации принимать верные решения и предпринимать результативные действия в определенных обстоятельствах.

Зачем управлять знаниями

Нельзя сказать, что ранее ОСК не управляла этим ресурсом. Мы формировали электронные и бумажные архивы документации, обучали персонал и молодых специалистов, практиковали наставничество и рационализаторство, участвовали в отраслевых конференциях, собирали экспертов на научно-технических советах. Но этих, классических, элементов управления знаниями было недостаточно уже вчера, тем более что не все предприятия корпорации применяли их системно.

В прошлом году было проведено обследование текущего состояния процессов управления знаниями в обществах Группы ОСК, собраны требования руководителей и работников к функциональности будущей системы, а также проведен анализ лучших практик российских и иностранных компаний в области менеджмента знаний. По результатам этой работы весной этого года была утверждена концепция системы управления знаниями ОСК и дорожная карта ее реализации.

Управленческая система, которую мы создаем, поможет корпорации решить проблемы, связанные с доступностью накопленных знаний, дублированием разработок, повторением ошибок, потерей критически важных знаний и компетенций. Необходимо отметить, что система будет общекорпоративной, то есть объединит сотрудников всех предприятий корпорации, что, с одной стороны, увеличивает количество областей знаний, которые мы сможем охватить, а с другой – накладывает на нас ограничения, связанные с коммерческими интересами отдельных обществ.

Как устроена система

Наша система управления знаниями – это новые процессы и процедуры, которые будут внедряться в повседневную трудовую деятельность всех сотрудников. Это удобные, современные IT-инструменты, а также комплекс мер, направленных на изменение корпоративной культуры в сторону информационной открытости, готовности делиться знаниями как на уровне предприятий, так и на уровне взаимодействия сотрудников.

Уже в ближайшее время начнется разработка информационно-технологической платформы, сердцем которой станет «умная» база знаний. Мы будем обучать платформу в полуавтоматическом режиме осуществлять проверку информационных объектов на уникальность, на нарушение авторских и смежных прав, классифицировать информационные объекты, выявлять неактуальные знания, составлять аналитические отчеты, оснастим базу знаний современной системой интеллектуального поиска.

Но главная роль будет не у искусственного интеллекта, а у экспертов – специалистов ОСК, обладающих знаниями и опытом в определенной области. Они смогут давать мотивированные заключения по тем или иным проблемам, верифицировать знания, консультировать коллег при решении рабочих вопросов, транслировать свой опыт и знания через личный блог. Мы начнем формировать реестр таких уникальных специалистов и будем инициировать особую кадровую политику в их отношении, направленную на сохранение таких людей в штате ОСК и передачу их знаний молодым специалистам. Таким образом, мы планируем решить проблему с потерей уникальных знаний и компетенций при увольнении ключевых экспертов или их выходе на пенсию.

Чем пополнять базу знаний, будут решать руководители обществ, научно-технический совет ОСК и простые пользователи системы. Любой сотрудник сможет предложить информационный объект для публикации. Если объект пройдет комплекс проверок и будет одобрен экспертами, он будет опубликован в базе знаний.

В рамках деятельности по управлению знаниями будут внедряться такие инструменты, как «фиксация извлеченных уроков и лучших практик» и «анализ результатов выполненных проектов». Так будут распространяться знания о полученном обществами опыте, созданных и апробированных новых технологиях и разработках, подходах к решению различных технологических, проектных и других проблем. Это приведет к сокращению затрат времени и ресурсов на выполнение задач, в отношении которых уже найдены эффективные решения.

Система управления знаниями будет работать также с так называемыми неявными знаниями – знаниями, постоянно присутствующими в сознании, поведении, восприятии каждого человека, включающими его навыки, опыт, представления, интуицию и взгляды.

Инструментами для передачи «неявных знаний» станут наставничество, менторские программы, презентация лучших практик на корпоративных мероприятиях, профессиональные сообщества, встречи работников с экспертами, видеоинтервью экспертов, а также их блоги и форумы на информационно-технической платформе системы.

На следующих этапах проекта платформа может быть дополнена банком идей, подсистемой внутрикорпоративного краудсорсинга, биржей ресурсов и системой предиктивной поддержки, выдающей пользователю информацию из базы знаний, релевантную работе, которую он выполняет в данный момент на своем рабочем компьютере.

Выигрывают все

Внедрение системы позволит накапливать и развивать базы знаний в области кораблестроения и судостроения, принимать более эффективные управленческие, конструкторские и производственные решения, выявлять и многократно применять лучшие практики, а также обеспечивать передачу знаний новым поколениям судостроителей. Кроме того, система поможет минимизировать риски, связанные с утечкой и потерей критически важного опыта, поддерживать процессы инновационного и технического развития.

Главные выгодополучатели здесь – инженеры, специалисты и конструкторы, поскольку система будет делать для них доступными знания и информацию, которые невозможно найти в Интернете. Она позволит общаться с ключевыми экспертами ОСК, делиться опытом, донести свою позицию до коллег и получить профессиональное признание сообщества.

ОСК планирует пригласить в пилотный проект по внедрению системы управления знаниями Адмиралтейские верфи, конструкторское бюро «Вымпел», Балтийский завод и Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега». О первых результатах внедрения можно будет судить уже через год.


Неявные знания

Неявные знания приобретаются на практике и только частично и только в добровольном порядке могут передаваться от одного лица другому

Мы всегда знаем больше, чем можем высказать, и всегда можем сказать больше, чем записать

Мы не можем провести инвентаризацию собственных знаний, в каждый конкретный момент мы знаем только то, что знаем в этот момент

В реальной ситуации необходимые нам знания проявляются сами

Допущенные ошибки учат нас больше, чем успех


Александр Соловьёв

генеральный директор Выборгского судостроительного завода

Мы считаем, что при серьезном отношении к реализации этого проекта можно будет избежать множества ошибок как при проектировании, так и при постройке судов, значительно поднять технический уровень морской техники и повысить производительность труда.

Сергей Кукин

главный инженер Центра судоремонта «Звездочка»

Этот проект может охватывать различные знания из области кораблестроения и судоремонта. При обмене информацией между обществами это должно положительно повлиять на сроки и стоимость постройки и ремонта.

Евгений Зудин

генеральный директор 10-го судоремонтного завода

Полагаем, что база управления знаниями позволит создать благоприятные условия, способствующие реализации решений общих проблем, возникающих в процессе производственной деятельности предприятий и направленных на импортозамещение.

Александр Ещенко

заместитель генерального директора Балтийского завода (на 2018 г.)

Мы считаем, что стартовый проект послужит хорошей площадкой для обмена накопленным опытом и выведет научно-технический потенциал корпорации на новый уровень.

Время собирать знания
Время собирать знания
Время собирать знания