Первый юбилей

Артем Хошев
специалист по связям с общественностью Центра судоремонта «Звездочка»

Судостроительная составляющая в основной деятельности Центра судоремонта «Звездочка» наряду с ремонтом надводных и подводных кораблей Военно-Морского флота начинает занимать все более обширную нишу в производственной программе верфи. Развитие этого направления не остается без внимания со стороны государственного руководства

Уникальность без дополнительных сложностей

В 2018 году эта работа центра судоремонта была дважды отмечена на высшем уровне. За большой вклад в разработку и создание новой специальной техники благодарность «Звездочке» объявил Президент Российской Федерации. Во втором случае представители верфи наряду с другими участниками реализации сложного проекта удостоены правительственной премии «за работу по реализации концепции строительства судов спецназначения».

Лауреатами премии от «Звездочки» стали начальник управления строительства и ремонта кораблей спецназначения Леонид Березовский, его заместитель Александр Фрайндт, а также заместитель главного технолога предприятия Владимир Левин.

Заслуги коллектива получили столь высокую оценку за разработку и строительство судов спецназначения на базе проекта 20180 Центрального конструкторского бюро «Алмаз» – современных высокотехнологичных, многофункциональных и в полной мере оснащенных для решения поставленных перед ними Военно-Морским флотом задач. В рамках выполнения программы перевооружения вспомогательного флота ВМФ два судна этой серии успешно реализуют свои возможности, одно проходит многоступенчатую программу испытаний, другое находится на стапельном этапе постройки.

Все эти суда уникальны. Традиционно обратной стороной уникальности становится сложность в проведении проектных и опытно-конструкторских работ. Судостроителям она приносит дополнительные трудности в процессе постройки. Ведь каждый представитель линейки судов предназначен для выполнения своих, строго определенных задач, что должно обуславливать их единичность или немногочисленность. Но в случае с проектом 20180 привычные рамки постройки судов малых серий были сломаны. В этой линейке на общей проектной базе созданы самые разнообразные типы судов вспомогательного флота: транспорт вооружения, спасательное буксирное судно, океанографическое исследовательское. Благодаря совместному скоординированному труду проектантов и судостроителей создана сходная техническая общекорабельная база, налажена многокомпонентная кооперация строительства и сервисного обслуживания. Это позволило снизить временные, трудовые и финансовые затраты, повысить качество и надежность на всех этапах строительства.

Старт программе по строительству вспомогательных судов различного назначения был дан в 2004 году. Тогда на северодвинской «Звездочке», выступившей головным исполнителем в рамках госконтракта, было заложено спасательное буксирное судно, которому присвоили имя строящего его предприятия. Технический проект предусматривал внедрение на спасательном буксирном судне «Звездочка» результатов 33 опытно-конструкторских и проектных работ. Это позволило судну решать широкий спектр задач: транспортировку крупногабаритных образцов техники двойного назначения, обеспечение и проведение аварийно-спасательных, водолазных, буксировочных, поисковых и глубоководных работ, в том числе и в арктической зоне. За обеспечением такой многофункциональности стояла кропотливая работа проектанта, верфи, предприятий-соиспол­нителей, военных представителей. Пришлось решать ряд сложнейших задач по разработке, изготовлению, поставке, монтажу и пусконаладке обширной номенклатуры судового оборудования, значительная часть которого изготавливалась впервые.

После сложного этапа строительства, проведения программ швартовных и заводских ходовых испытаний 24 июля 2010 года подписание приемного акта поставило точку в строительстве судна, оказавшуюся в итоге многоточием. Заказчик высоко оценил мореходные качества проекта, экономичность, надежность, заложенную разработчиком многофункциональность, что и предопределило рождение целой серии. Это обеспечило расширение вариантов проекта и дало возможность строить суда различного назначения, что так необходимо флоту. Решение было скорым, и уже в декабре 2011 года состоялась закладка следующей единицы серии.

Звездные академики

«Звездочка» наряду с выполнением основных работ по ремонту и модернизации кораблей, судов и подводных лодок в рамках гособоронзаказа вновь взяла на себя функцию кораблестроителя и открыла «академическую» серию судов спецназначения с именами известных отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие советской и российской науки. Первенец – морской транспорт вооружения «Академик Ковалев» – был передан заказчику уже в 2015 году и сегодня выполняет задачи в составе Тихоокеанского флота. Как следует из названия, судно предназначено для погрузки-разгрузки и транспортировки морем образцов вооружения. Согласно проектному заданию в нем были увеличены водоизмещение и мощность движителей, дальность плавания и автономность.

Совершать технологический прорыв в той или иной сфере – фирменный стиль «Звездочки»

Следующий заказ не заставил себя ждать. Океанографическое исследовательское судно «Академик Александров», заложенное в декабре 2012-го и спущенное на воду в 2017 году, вслед за швартовными в конце прошлого года завершило первый этап программы заводских ходовых испытаний. У судна свой спектр задач: второй «академик» служит для выполнения поисково-спасательных работ, морской транспортировки образцов морской техники, научно-исследовательского и испытательного оборудования. Его также можно использовать для исследования шельфа, в том числе арктического.

С момента закладки в середине 2015 года третий «ученый» – «Академик Макеев» – на сто процентов обрел корпус. Корабелы в главном стапельном цехе предприятия насытили его крупногабаритным оборудованием, испытали и смонтировали винто-рулевые колонки и другую машинерию. Этот заказ – брат-близнец «Академика Ковалева», но с одной весьма весомой разницей, доставившей столь многочисленные неудобства как судостроителям, так и проектанту.

Опыт импортозамещения

Усиление России, реализация государством самостоятельной внешней и внут­ренней политики были восприняты западными «партнерами» как «бунт на корабле», вслед за чем последовали недружественные шаги. Введенные по отношению к «Звездочке» ограничения со стороны зарубежных государств заметно осложнили программу строительства. На этапе пусконаладочных работ, практически накануне планового выхода «Академика Ковалева» в море, ряд иностранных поставщиков прекратил исполнение контрактных обязательств, сославшись на санкции. Этот удар «Звездочка» с честью выдержала и сдала заказ с незначительной для такого масштабного проекта задержкой. Документацию на строительство «Академика Александрова» конструкторам «Алмаза» пришлось перерабатывать с учетом требований по импортозамещению на этапе, когда корпусные работы были в самом разгаре, а часть импортного оборудования уже была поставлена на предприятие. Конструкторы и корабелы и тут не ударили в грязь лицом. Наибольшую трудность представляло проведение наладки и испытания тех узлов, механизмов и приборов зарубежного производителя, которые уже были закуплены. Производитель в силу санкций отказывался от всех настроечных работ. Оказавшись один на один с проблемой, «Звездочка» нашла решение. Конечно, неожиданные препоны повлияли на сроки строительства и программу испытаний. Но какой опыт был приобретен!

Особенно отчетливо это проявилось на «Академике Макееве». Поэтому при всей внешней схожести он, в отличие от «Ковалева», полностью российского исполнения, от корпуса до «начинки». Объемная программа импортозамещения выполняется успешно. Свою роль в создании нового облика судна играет и «Звездочка». Центром пропульсивных систем, действующим в структуре предприятия, разработаны, изготовлены и установлены винто-рулевые колонки и подруливающие устройства.

Побеждая трудности, участники реализации проекта обновления вспомогательного флота от заказа к заказу накапливали опыт. Отработав технологии постройки на первом заказе, своим творческим подходом оттачивали, усовершенствовали их на последующих. В итоге на базе проекта 20180 успешно воплощена в жизнь концепция проектирования и строительства целого ряда судов спецназначения, не только имеющих в своей основе надежную, высокотехнологичную, многофункциональную платформу с хорошими эксплуатационными характеристиками, но и в высокой степени адаптированных для строительства на отечественных верфях. Основная часть судового оборудования этих судов унифицирована и позволяет выполнять основной объем работ серийно, несмотря на уникальность каждого конкретного судна линейки.