Первый юбилей

Ценообразование и ценовая конкуренция в судостроении

Александр Нейгебауэр
вице-президент ОСК по экономике и финансам

Анализируя основные финансово-экономические показатели ОСК за последние пять лет, можно с удовлетворением отметить, что консолидированный объем выручки, по данным МСФО, за этот период вырос более чем на 40% – с 237,2 млрд до 336,3 млрд рублей

Однако, несмотря на, казалось бы, достаточно внушительный объем заработанной прибыли за этот период (более 19 млрд руб.), показатели финансово-экономической эффективности судостроительной отрасли с точки зрения отдачи чистой прибыли на рубль выручки имеют достаточно скромные результаты. Средний уровень рентабельности по чистой прибыли за пять лет составил всего 1,3%.

Анализ причин, оказывающих существенное влияние на финансовые результаты деятельности обществ Группы ОСК, выявляет несколько наиболее значимых проблем отрасли.

Первая – ценообразование. Одним из основных источников дохода Группы ОСК (опустим внешнеторговую деятельность с ее спецификой) является исполнение контрактов гособоронзаказа, где величина чистой прибыли формируется методом ценообразования «затраты плюс». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» рентабельность рассчитывается по формуле 1% + 20% (1% от привнесенных затрат и 20% от собственных).

Ни для кого не секрет, что в судостроительной отрасли в среднем доля собственных затрат верфей составляет 30–35% от полной себестоимости. Это соотношение в условиях действующих ограничений позволяет иметь 6–7% плановой рентабельности. Факт зачастую имеет гораздо более скромную величину, имеющую тенденцию к убытку.

В судостроении доля собственных затрат верфей в среднем составляет 30–35% от полной себестоимости. Это соотношение в условиях действующих ограничений позволяет иметь 6–7% плановой рентабельности

Указанный уровень рентабельности не позволяет инвестировать в модернизацию производства и зачастую не покрывает риски роста цен поставщиков. Головной исполнитель при исполнении заданий гособоронзаказа несет финансовую ответственность за качество комплектующих, несвоевременные и некомплектные поставки, абсорбируя на себя все риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации в Российской Федерации, поскольку основной вид деятельности предприятий связан с длительным циклом изготовления продукции.

Действующая система ценообразования в судостроении так и не привела к стимулированию предприятий к повышению производительности труда, повышению эффективности работы. Необходимо корректировать действующую систему, создавая реальные механизмы стимулирования производительности труда и внедрения инновационных продуктов. Однако при этом не стоит забывать и о внутренних резервах предприятий, принимая во внимание насущные вопросы модернизации и диверсификации производства.

Общества Группы ОСК находятся в различных условиях ценовой конкуренции. Сравнительный анализ формирования себестоимости строительства судов на предприятиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с аналогичными предприятиями, расположенными в западных и центральных регионах России, выявил ряд причин, которые не позволяют участвовать в конкурентных процедурах закупок для государственных нужд указанным предприятиям на равных.

Показатели финансово-экономической эффективности судостроительной отрасли с точки зрения отдачи чистой прибыли на рубль выручки оказались весьма скромными

Помимо географического расположения, в том числе удаленности от центров производства судового оборудования и материалов, а также неблагоприятных климатических условий, дальневосточные предприятия судостроения в соответствии с федеральным законодательством несут дополнительную нагрузку в части гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях («северные надбавки», дополнительные отпуска и прочее). Все эти компенсации в силу закона влияют на себестоимость продукции, увеличивая ее по отношению к аналогичной продукции заводов, расположенных в западных регионах Российской Федерации.

Нагрузка на предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части обеспечения гарантий и компенсаций для работников в соответствии с действующим законодательством ставит эти предприятия в заранее невыгодные условия при проведении торгов.

Для выравнивания конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности таких предприятий необходимо принять решение о предоставлении ценовых преимуществ при проведении закупок для государственных нужд по аналогии с существующими преимуществами для предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов и внести соответствующие изменения в законодательство о контрактной системе при закупках для государственных нужд.

Ценообразование и ценовая конкуренция в судостроении
Ценообразование и ценовая конкуренция в судостроении
Ценообразование и ценовая конкуренция в судостроении
Ценообразование и ценовая конкуренция в судостроении