Первый юбилей

Корабелы острова Ягры

Андрей Мирошников
специалист по связям с общественностью Центра судоремонта «Звездочка»

Завод №893, который с 1966 года получил название «Звездочка», стал одной из первых судоверфей, построенных после Великой Отечественной войны. Место для будущего флагмана отечественного судоремонта было выбрано комиссией под председательством Тимофея Сафронова из шести вариантов. Человек-легенда, он стал первым директором предприятия. С ним «Звездочка» рождалась, с ним сдавались первые заказы

Завод предстояло построить буквально в чистом поле. В 1947 году на Яграх были только недостроенные сухой док, компрессорная станция и помещения бетонного завода, которые начали возводить в 1939 году в интересах завода №402, ныне Севмаш, и оставили за ненадобностью. Первым делом начали намывать площадку для стройки земснарядом – заболоченную территорию требовалось поднять на пару метров. Для строительства первых объектов завода понадобилось порядка двух миллионов кубометров песка.

«Болото, грязь, птенцов куликов ловили прямо руками. Закатаем брюки – чмок, чмок по жидкой грязи. Да, нелегко строился наш завод», – рассказывал впоследствии Борис Неволин, главный инженер по капитальному строительству, первостроитель завода №893.

Время поджимало – заместитель министра судостроительной промышленности СССР Николай Панченко строго указал директору Сафронову на необходимость в 1954 году организовать производственную деятельность. Оставалось три года.

За это время предстояло выполнить гигантский объем работ по строительству мелководной набережной, инструментального и трубомедницкого цехов, получить, смонтировать и наладить станки и оборудование, сформировать штат, реконструировать мост через Никольское устье, а также возвести первые жилые дома.

Поставленная задача была решена: 1 июля 1954 года, с принятием в эксплуатацию блока монтажных цехов, объекта 12 (ныне цех №9) и участка мелководной набережной, новый завод заработал. Первым заказом стал ледокольный пароход «Прончищев», переоборудованный в плавказарму ПКЗ-61. Затем пришли на ремонт два больших охотника проекта 122А и подводная лодка С-101 серии 9-бис.

Так сформировался главный принцип работы завода №893, которому ягринские корабелы верны и по сей день: преодолевая любые трудности, вовремя и качественно выполнить задание, одновременно повышая и развивая собственные компетенции, переходя на новый, более высокий уровень производства.

Начало атомной эры

Прошло всего пять лет, и в 1959 году согласно постановлению Совета Министров СССР заводу предстояло впервые заняться средним ремонтом и модернизацией атомных субмарин. На деле это означало практически полное технологическое переоборудование, строительство новых цехов и объектов, освоение ранее не применявшихся технологий, необходимость овладевать новыми знаниями и навыками. Как вспоминал директор завода Григорий Просянкин, эта задача стала первым серьезным испытанием завода на зрелость.

И снова – крайне сжатые сроки. Работали в четыре смены, месяцами забывая про выходные дни. Многие операции – двухэтажное докование, монтаж пусковых установок и другие – были уникальными. Достаточно сказать, что первая атомная подводная лодка К-33 пришла на Ягры 6 ноября 1962 года. А в 1964 году ремонт и переоборудование по проекту 658М с установкой нового ракетного комплекса с подводным стартом (ответственный сдатчик Евгений Колодочкин) были завершены. Лодка вернулась в строй. Вместе с ней к месту постоянного базирования ушла отремонтированная торпедная К-11 проекта 627А (ответственный сдатчик Владимир Семенов).

Корабелы праздновали не просто великую трудовую победу: с этого момента завод №893 становится базовым предприятием по ремонту и модернизации атомных подводных лодок.

Здесь нельзя не сказать спасибо Севмашу, откомандировавшему к «соседям» бригады своих специалистов. Работая плечом к плечу со строителями подводных кораблей, имевшими опыт ремонта атомных подлодок, ягринцы впитывали каждую крупицу мастерства. Завод в целом стал большим учебным комбинатом, на котором без отрыва от производства учились все, от рабочего до директора.

Один ледокол – два ответсдатчика

Полученные знания, грамотная организация производства, умение оперативно и творчески реагировать на новые вызовы стали залогом нового трудового свершения – ремонта первого в мире атомного ледокола «Ленин». Гордости отечественного флота требовалось заменить старую энергетическую установку на совершенно новую, двухреакторную ОК-900. Излишне говорить, что и в этот раз на выполнение чрезвычайно сложного, наукоемкого и ответственного задания Совет Министров СССР времени дал всего ничего – два с половиной года. Ледокол должен был быть сдан к 100-летию со дня рождения Ленина.

Вечером 12 декабря 1967 года корабль пришвартовался на южных Яграх, и работа закипела. На ледоколе предстояло сформировать 220 новых помещений из 678 имеющихся на судне, установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 км электрокабеля, 50 км труб разного диаметра.

На заказе одновременно трудилось до 1000 человек. Вместе с работниками судоверфи работали специалисты 37 предприятий-контрагентов со всего Союза. Не выполнив задания, со смены не уходили.

О важности заказа говорит тот факт, что у ледокола «Ленин» было два ответственных сдатчика. Вильям Калганов отвечал перед директором «Звездочки» Григорием Просянкиным, а тот давал отчет министру судостроительной промышленности СССР Борису Бутоме.

Колоссальный объем работы, множество уникальных разработанных на заводе операций и решений – «Звездочка», так с 1966 года стал называться завод, действительно была рождена, чтобы снова и снова совершать невозможное.

21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут был осуществлен ввод атомной энергетической установки – поставленная задача была успешно выполнена. 20 июня на борту «Ленина» подписали акт приемки. На следующий день у корабля началась первая арктическая навигация с новым «сердцем».

За беспримерный самоотверженный труд десятки работников судоверфи были награждены орденами и медалями, на груди директора «Звездочки» засияла звезда Героя Социалистического Труда, предприятие было удостоено высшей награды Советского Союза – ордена Ленина.

Четыре атомные подлодки в год

В начале 70-х предприятие продолжило расширять свои судоремонтные компетенции. Были созданы и введены в эксплуатацию новые участки в цехах 1, 3, 4, 7, 9, 15, 41 и других, стал действовать единый судоподъемный комплекс: док-камера – трансбордер – эллинг. Совершенствовались и технологии, например, расширялось использование поточно-позиционного метода с освоением агрегатного ремонта.

В конце 1962 года на «Звездочку» пришли два стратегических ракетоносца проекта 667А: К-26 и К-216. Корабли, технически более сложные по автоматике, радиоэлектронике и вооружению. Для успешного ремонта атомной субмарины второго поколения требовалось создать эффективный тандем производства и науки. Для этого в 1974 году приказом Минсудпрома СССР специальное конструкторско-технологическое бюро «Звездочки» было реорганизовано в научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега». В рамках одной публикации невозможно перечислить все прорывные новации и решения, разработанные и примененные конструкторами и корабелами за всю историю верфи, скажем лишь, что многие из них сопровождались словом «впервые». Неудивительно, ведь на любом заказе работали и продолжают трудиться сплоченные команды единомышленников.

Все работы с субмаринами К-26 и К-216 завершились в 1975 году. «Звездочка» стала первым предприятием в отрасли, освоившим ремонт атомоходов второго поколения.

Масштабное строительство советского атомного подводного флота, его интенсивная эксплуатация и необходимость поддерживать техническую готовность подводных сил вывели предприятие на лидирующие позиции в отечественном военном судоремонте. Неслучайно специальным постановлением Совета Министров СССР перед заводом была поставлена задача обеспечить сдачу после ремонта не менее чем четырех атомных подлодок ежегодно. На этот рубеж «Звездочка» вышла в 1981 году, завершив ремонт и переоборудование пяти атомоходов: К-104, К-86, К-241, К-385 и К-279 проектов 675, 675МК, 667АУ и 667Б.

«Аксон», еще «Аксон»

«Звездочка» не просто ремонтирует корабли и атомные подлодки – им продлевают срок службы, придают второе дыхание, насыщая новыми системами и оборудованием, имеющими значительно улучшенные тактические и боевые характеристики. Некоторые корабли становятся испытательными площадками для самого передового оборудования и техники новых проектов. Так это было с ракетным подводным крейсером стратегического назначения К-403 (с 1981 г. КС-403, с 1997 г. «Казань»).

Атомная подлодка проекта 667А пришла на завод в 1980 году для демонтажа ракетного комплекса в рамках договора СНВ-1. За три года ее предстояло переоборудовать в лодку-лабораторию по проекту 667АК «Аксон-1» для испытания новейшего гидроакустического комплекса, предназначенного для субмарин третьего поколения проекта 971. Фактически речь шла о строительстве нового корабля. Например, выяснилось, что оборудование первых шести отсеков подлежит демонтажу и полной перекомпоновке. О широком фронте предстоящих работ и решении связанных с этим проблем говорит тот факт, что Минсудпром и ВМФ создали специальную оперативную группу. Заказ сдали в срок. После отработки в море гидроакустического комплекса субмарину передали науке. Различные НИИ и КБ сполна использовали возможность испытать в реальных условиях свои приборы и системы. Их монтажом занимались высококвалифицированные корабелы «Звездочки».

В 1990 году эксперимент по превращению КС-403 в корабль-лабораторию получил продолжение. Крейсер предстояло переоборудовать по проекту 09780 – бюро «Рубин» разработало новый гидроакустический комплекс. Другие бюро и институты предоставили образцы электронного оборудования, предназначенного для атомоходов четвертого поколения типа «Борей» и «Ясень». Кроме этого, испытывались и некоторые элементы архитектуры будущих субмарин. Работы велись в тесном взаимодействии с Севмашем и завершились очередной победой.

«Дельфины», «Щуки» и не только…

Важнейшей задачей центра судоремонта было и остается поддержание технической готовности атомных подводных сил России. В период с 1999 по 2012 год выполнены работы по ремонту и модернизации группировки ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ. Эти субмарины под шифром «Дельфин» – основа морской составляющей стратегической ядерной триады России.

Сегодня «Звездочка» выполняет работы второго цикла заводских ремонтов «Дельфинов» с продлением срока их службы. Так, в конце 2017 года к месту постоянного базирования отправился ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула».

С 2006 года центр судоремонта перешел к ремонту и модернизации атомных субмарин третьего поколения проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б». Номенклатура ремонтов расширяется за счет надводных кораблей: эсминцев проекта 956 – «Бесстрашный» (с 2004 г. «Адмирал Ушаков») и ракетных крейсеров проекта 1164 – «Маршал Устинов».

Каждое направление уникально, оно обогащает новыми, оригинальными инженерными и техническими решениями, расширяет компетенции, повышает квалификацию. Это не просто ремонт, а задел на будущее. Например, выполненный впервые в отрасли ремонт «Адмирала Ушакова» дает заводу право претендовать на выполнение аналогичных работ на всех его «одноклассниках», включая корабли, состоящие на вооружении флотов дружественных стран.

Добавим, что с 2011 года центр судоремонта выполняет работы по сервисному обслуживанию и техническому надзору кораблей и судов Северного флота, Новороссийской военной морской базы Черноморского флота и Каспийской флотилии ВМФ России.

Лодки идут под нож

В начале 90-х в акватории порта находилось без малого два десятка атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ. В основном субмарины, на которых специалистами «Звездочки» в рамках международных договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений были демонтированы ракетные комплексы. Но реакторы и ядерное топливо оставались на борту, представляя экологическую угрозу. У государства никак не находилось средств на утилизацию подводных кораблей. Ситуация накалилась до такой степени, что Совет депутатов города своим решением запретил заход в гавань новым атомоходам. «Звездочка» могла остаться без заказов. Решением проблемы, от которого зависела жизнь и безопасность сотен тысяч людей, занялись специалисты пятого отдела судоверфи во главе с Александром Гришко и Андреем Чурсановым и группы строителей Андрея Ундозерова, Андрея Головченко и Александра Реснянского.

Каждый шаг по пути создания комплекса утилизации атомных субмарин был первым в стране. «Звездочка» и научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» разрабатывали нормативно-правовую и технологические базы, строили на набережной абсолютно новое производство и готовили для него специалистов, ввели в строй автоматическую систему контроля радиационной обстановки. Совместно с Правительством РФ за счет международных программ привлекались финансовые средства, заключались контракты с иностранными государствами – партнерами.

Судоверфь одной из первых в стране апробировала процедуру передачи атомных подлодок от флота заводу и сформировала гражданские экипажи для их перегона на предприятие. Эту систему внедрили на всех производствах, решающих аналогичные задачи. Первой атомной подводной лодкой, отправившейся на комплексную утилизацию, стала К-444. В 2003 году этот процесс был поставлен на конвейер. Всего за два десятка лет «Звездочка» разрезала на металл сорок четыре атомные субмарины, выведенные из состава ВМФ. При этом не было допущено ни одного инцидента с военным атомом.

Освоение этого абсолютно нового для всей отрасли направления и ряд других мер позволили в тяжелое время после развала СССР обеспечить завод работой и сохранить кадровый потенциал, не допустив массовых сокращений.

Корабли против кастрюль

Последнее десятилетие уходящего XX века. Самый сложный период для «Звездочки». Время, когда рухнул госзаказ, а вслед за ним могла закончиться и славная история ягринской судоверфи. Время, когда некоторые влиятельные персоны всерьез ратовали за выпуск на заводе кастрюль и другого ширпотреба, не понимая или, наоборот, прекрасно сознавая, что тем самым будет похоронен судоремонт.

Но корабелы решили бороться за родной завод. И победили, создав многопрофильное производство, сначала успешно дебютировав, а затем прочно закрепившись на новых направлениях деятельности.

В 1991 году «Звездочка» построила корпус бункерного судна по заказу голландской компании. Это была первая удачная попытка гражданского судостроения на экспорт. Сотрудничество с иностранными компаниями стало бурно развиваться. Для отечественных заказчиков судоверфь переоборудовала посольно-свежьевой траулер «Новоазовск» и научно-исследовательское судно «Профессор Куренцов», построила линейку сухогрузов проекта 16900. В 1994 году был возрожден ремонт гражданских судов различного класса и назначения: траулеров, сейнеров, гидрографических судов, ледоколов и т.д. Особого внимания заслуживает серия рыболовецких морозильных траулеров проекта 50010 для архангельских рыбаков: «Ягры» (1998 г.), «Архангельск» (2001 г.) и «Койда-2» (2013 г.). Cуда неограниченного района плавания сегодня успешно ведут промысел. К сожалению, по независящим от завода причинам строительство судов этого проекта было прекращено.

Нефть, газ, космос

Присутствие на международной арене «Звездочка» продолжила участием с 1997 года в нефтегазовых проектах. Поначалу исключительно антикризисная, мера превратилась в перспективное направление.

Для норвежских компаний Statoil и Kvaerner oil & gas были построены крупногабаритные металлоконструкции для полупогружной газодобывающей платформы ASGARD-B. В 2007 и 2008 годах были выполнены контракты на изготовление стальных конструкций для полупогружных буровых установок Moss CS-50 Mk II и платформы Gjoa. Накопленный опыт позволил успешно справиться с масштабным российским заказом – построить в 2012 году самоподъемную плавучую буровую установку «Арктическая». Сооружение уникальное, первое и единственное такого класса в России. Кроме этого, завод изготовил металлоконструкции для платформы «Приразломная», которая создавалась на Севмаше. Сегодня «Звездочка» рассчитывает на участие в разработке месторождения Каменномысское-море и строительстве завода СПГ в Мурманской области.

Еще одним, до недавнего времени выглядевшим экзотикой направлением стали космические заказы. Начало было положено в 2004 году. «Звездочка» выполнила пусковой стол для стартового комплекса «Ангара» космодрома Плесецк. Затем были построены кабель-заправочная башня, транспортно-установочные агрегаты, изготовлен стенд сборки головной космической части с разгонным блоком «Бриз-М». Параллельно по программе «Союз-СТ» судоверфь изготовила кабель-заправочную и верхнюю кабельную мачты для космодрома Куру в Южной Америке. Сотрудничество с космодромами Плесецк и Восточный по изготовлению элементов наземной инфраструктуры стартовых комплексов продолжается. 

Энергия движения

Гордость «Звездочки» – Центр пропульсивных систем. Его история началась в 1964 году, когда на верфи было введено в строй специализированное винтообрабатывающее производство. Гребные винты – своего рода визитная карточка предприятия. Фирменный знак – клеймо с изображением моржа. Его знают во всем мире. Это гарантия высочайшего качества произведенной продукции.

Только за последние два десятка лет «Звездочка» поставила в страны Европы и Азии свыше 400 гребных винтов диаметром до девяти метров. Винтами ягринской судоверфи оснащены круизные лайнеры, газовозы, танкеры и ледоколы. Они приводят в движение атомные подводные лодки, включая новейшие «Бореи» и «Ясени».

Динамичное развитие производства и постоянное расширение номенклатуры выпускаемых изделий, покорение новых горизонтов и удержание твердых позиций на международном рынке – эти принципы работы заложил первый руководитель специализированного винтообрабатывающего производства лауреат правительственной премии Николай Шорохов. Он увидел и то, что сейчас стало нормой в мире пропульсивных систем: вместо громоздкой системы вал – винт, которую монтируют через весь корабль, использовать полностью готовую движительно-рулевую колонку.

Быть или не быть Центру пропульсивных систем, решалось на рубеже 2009–2010 годов. Несмотря на приличную загрузку по гребным винтам, в том числе и на экспорт, тенденция к сокращению отраслевой потребности в них уже просматривалась. Свою роль сыграл и кризис 2008 года. Результатом раздумий, как обеспечить себя на будущее, стало решение о создании центра, объединившего винтообрабатывающее производство «Звездочки», филиалы НПО «Винт» и опытный завод «Вега».

За минувшие пять лет предприятие осуществило 18 комплексных поставок высокотехнологичных изделий – движительно-рулевых колонок и подруливающих устройств собственной разработки мощностью от 0,5 до 5,4 МВт.

Последнее достижение – создание опытного образца движительно-рулевой колонки мощностью 9 МВт (ДРК-9000). «Звездочка» стала первым в России и третьим в мире поставщиком высокомощных движительно-рулевых колонок механического типа, оставаясь крупнейшим отечественным производителем гребных винтов.

Новый перспективный проект для «Звездочки» – участие в строительстве подводных добычных комплексов. В сотрудничестве с проектными, конструкторскими организациями и контрагентами судоверфь готова освоить их производство, пройдя за несколько лет тот путь, который у зарубежных коллег занял гораздо больше времени. Впрочем, совершать технологический прорыв в той или иной сфере – фирменный стиль центра судоремонта. В конце концов, в 65 лет многое еще только начинается.

Фото предоставлены пресс-службой Центра судоремонта «Звездочка»


Сергей Маричев
генеральный директор Центра судоремонта «Звездочка»

«Особой отличительной чертой «Звездочки» было и остается стремление к развитию. Предприятием создана уникальная инженерная и производственная школа разработки, внедрения и изготовления судовых пропульсивных комплексов. От поддержания технической готовности подводных сил «Звездочка» перешла к сложным ремонтам крейсерских надводных кораблей. Став лидером отечественного судоремонта, завод активно развивает и судостроительную составляющую, спуская со своих стапелей сложные, насыщенные современными комплексами многофункциональные суда линейки проекта 20180, участвуя в строительстве офшорной техники, внедряя аддитивные технологии».

Владимир Никитин
генеральный директор машиностроительного предприятия «Звездочка» в 2007–2015 гг.

«Звездочке» не привыкать открывать в себе новые, неизведанные и даже непредсказуемые резервы. За каждым историческим этапом стоят тысячи людей из самых разных подразделений. Не будет одного из звеньев – может произойти сбой. Важно и необходимо, чтобы каждый цех, участок, бригада, служба, каждый член коллектива знали и чувствовали свою причастность к делам и свершениям родного предприятия. «Звездочка» сильна своими людьми, традициями, общими делами и праздниками».

Николай Калистратов
генеральный директор машиностроительного предприятия «Звездочка» в 1992–2007 и 2015–2017 гг.

«Звездочка» – предприятие уникальное, передовое в своем роде, оно умеет концентрировать свои возможности и решать сложные задачи, которые перед ним ставит государство. Оно полностью оправдывает свое государственное назначение. Это сложилось постепенно и стало визитной карточкой предприятия. Эти традиции мы сохранили даже в самые трудные, нестабильные годы. Они поддерживаются и развиваются и сегодня».

Григорий Просянкин
директор завода №893 – машиностроительного предприятия «Звездочка» в 1956–1972 гг.

«С чего начали? Составили перспективный план работы, главной идеей которого было стремление отказаться от относительно простых заказов и переходить к ремонту более сложных кораблей. И каждый новый сложный корабль был этапом в совершенствовании производства, развитии завода». 


С начала производственной деятельности завод выполнил ремонт, модернизацию и переоборудование порядка 130 подводных лодок, из которых более 90 – с атомной энергетической установкой. Отремонтированы 88 надводных кораблей ВМФ России и гражданских судов, в том числе ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры и др. Построено 250 судов, плавсредств и сооружений.


Корабелы острова Ягры
Корабелы острова Ягры
Корабелы острова Ягры
Корабелы острова Ягры
Корабелы острова Ягры