Первый юбилей

Рената Зеленская
корреспондент корпоративной газеты «Адмиралтеец»

Адмиралтейские верфи для Санкт-Петербурга не просто предприятие. Без верфей город на Неве не стал бы тем, чем замыслил его основатель, Петр Великий, – столицей империи. Без кораблей и судов адмиралтейской постройки Россия не стала бы морской державой

Течение истории объективно, субъективно ее освещение, но факты – вещь упрямая, и в «Журнале путешествий Петра I» читаем запись, сделанную рукой царствующей особы: «…1704, ноября. В пятый день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии, и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». Именно с этого дня и только что заложенной на левом берегу Невы площадки в 426,7 на 213,4 метра и ведет свою историю первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга, любимое детище Петра Алексеевича, воплотившего с помощью Адмиралтейской верфи свою мечту – свободный выход к морю кораблей и судов отечественной постройки.

Галеры, крейсера и потаенные суда

Первые шесть лет на верфи строили небольшие суда: шнявы, галеры, бригантины… В декабре 1709 года на основании царского чертежа был заложен линейный корабль – 54-пушечная «Полтава». Спуск на воду первого отечественного корабля открытого моря в 1712-м ознаменовал собой новый этап в развитии русского флота. Чтобы представить себе эту грандиозную стройку и оценить ее результаты, машина времени не требуется. Достаточно посетить историческую верфь в поселке Лахта, где последние несколько лет шло воссоздание «Полтавы» по образу и подобию технологии кораблестроения 300-летней давности. Июль 2019-го стал для его современного двойника счастливым: новый корабль-музей был пришвартован на Английской набережной, а 28 июля принял участие в параде, посвященном празднованию Дня Военно-морского флота.

В июле 2018-го на дне Мирового океана был найден боевой броненосный крейсер «Дмитрий Донской». Об этой сенсации писали ведущие СМИ. Знаменит «Дмитрий Донской» стал не только тем, что, по слухам, перевозил золото для Тихоокеанской эскадры во время Русско-японской войны. Для нас, кораблестроителей, имеет значение то, что заложен он был в мае 1881 года на Новом Адмиралтействе, полноправным преемником которого является современное предприятие Адмиралтейские верфи.

Там же, на стапелях судоверфи Нового Адмиралтейства, шесть лет спустя был заложен и крейсер «Аврора», участник Цусимского сражения Русско-японской, а затем Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. О значении знаменитого холостого выстрела «Авроры» в октябре 2017-го, наверное, нет смысла говорить подробно. Он повернул ход истории России на долгие десятилетия… Обновленная экспозиция крейсера-музея, два года назад вернувшегося после ремонта к месту вечной стоянки на пересечении Петроградской и Петровской набережных, ждет тех, кто хочет вспомнить былое, оценить настоящее и подумать о будущем.

С момента создания на верфях построено около 3000 кораблей и судов различного класса и назначения. В том числе более 400 подводных лодок и глубоководных аппаратов. Прообразом последних послужило «потаенное судно» русского крестьянина Ефима Никонова, который продемонстрировал свое изобретение царю-батюшке Петру Алексеевичу под занавес затяжной Северной войны. Триста лет назад Фортуна не благоволила крепостному самородку: трижды спускалось судно под воду, но во время погружений получало повреждения… Справедливое признание пришло к Ефиму Никонову много позже: «потаенные суда» – современные подводные лодки – основная специализация Адмиралтейских верфей дня сегодняшнего. Помимо них на счету адмиралтейцев 70 глубоководных и подводных аппаратов. В настоящее время предприятие – центр неатомного кораблестроения России – обеспечивает 1% валового продукта Санкт-Петербурга.

Верфи всегда активно участвовали и в непрофильной для себя деятельности, тем самым внося вклад в создание неповторимого облика Санкт-Петербурга. Именно на верфях выполнено немало заказов, в том числе чугунных и металлических подвесных частей для многих петербургских мостов, например, Львиного, Банковского, Египетского. Все они до сих пор считаются визитной карточкой города. Оставили адмиралтейцы свой след в истории и участвуя в строительстве Исаакиевского собора, в сооружении Александровской колонны, а также трибун для проведения культурно-массовых мероприятий на Дворцовой площади…

Инженерами, мастерами и рядовыми адмиралтейскими работниками в разные годы были созданы корабли, ставшие знаковыми для российского флота. Например, 18-пушечный прам «Гангут», первый отечественный линейный корабль, построен на наших верфях. Россия вообще богата на все первое в кораблестроении: первый пароход «Елизавета», броненосная батарея «Не тронь меня», первый в мире мореходный миноносец «Взрыв», первый русский цельнометаллический бронепалубный крейсер корветского ранга «Витязь», прототип эскадренных броненосцев «Петр Великий»…

Советский период стал настоящим прорывом в отечественном кораблестроении: первый в мире атомный ледокол «Ленин» сдан Министерству морского флота в декабре 1959-го, в 1971 году построена самая крупная в мире рыбоперерабатывающая база «Восток». Не стоит забывать и о том, что в годы Великой Отечественной войны, в условиях блокады, Адмиралтейские верфи не прекращали работу ни на день, строили и ремонтировали корабли и суда. И даже застойные годы памятны многим адмиралтейцам-ветеранам: они принимали участие в строительстве уникальных кораблей командно-измерительных комплексов «Маршал Крылов» и «Маршал Неделин», предназначенных для отработки новых образцов ракетно-космической техники.

Курс на Арктику

В настоящее время верфи в области надводного судостроения специализируются на создании наукоемких высокотехнологичных судов ледового класса.

В ноябре 2017 года передан заказчику дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который положил начало формированию арктической группировки. Он обладает возможностями морского буксира, ледокола и патрульного корабля одновременно и за полтора года службы полностью оправдал свое предназначение, обеспечивая ледовую проводку кораблей и участвуя в походах арктической группировки Северного флота.

Сегодня на верфи строится еще один многофункциональный корабль для ВМФ России в интересах защиты государства на стратегическом арктическом направлении – патрульный ледокол «Иван Папанин».

В производственной программе предприятия наметилась тенденция к увеличению доли гражданского судостроения, рост которой в 2019 году может достичь 40%. Так, в этом году заложены первые два траулера серии для «Русской Рыбопромышленной Компании». Траулеры станут первыми за последние 30 лет крупными рыбопромысловыми судами в России, построенными на нашем предприятии.

В апреле заложено еще одно судно ледового класса – самодвижущаяся ледостойкая платформа «Северный полюс» для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Научно-исследовательский центр в виде всесезонной платформы предназначен для круглогодичных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана.

Флагман российского кораблестроения

И все же подводная тематика была и остается для Адмиралтейских верфей основным направлением работы на протяжении многих десятков лет. Очередной яркой иллюстрацией тому служит факт подписания контракта с Министерством обороны РФ на строительство двух неатомных подводных лодок четвертого поколения проекта 677 «Лада» на международном военно-техническом форуме «Армия-2019».

Подводная лодка «Кронштадт», вторая в серии проекта 677 «Лада», спущена на воду в сентябре 2018 года. Сегодня на корабле завершается наладка систем и оборудования, идут швартовные испытания. Третий заказ серии, «Великие Луки», находится на этапе формирования блоков, идет погрузка и монтаж крупногабаритного оборудования на штатные места. Все корабли серии строятся по откорректированному по результатам опытной эксплуатации головного корабля проекту. На подводных лодках глубоко модернизированы система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс.

В 2016-м, в год 110-летия подводного флота и 320-летия создания Военно-морского флота России, было завершено строительство шести подводных лодок 636-го проекта для Черноморского флота. Время строительства одной подлодки проекта 636, включая испытания, составляет три года, но некоторые корабли этой серии были введены в строй быстрее и с новыми силами начали успешно выполнять поставленные задачи.

В 2016 году по заказу Министерства обороны РФ на Адмиралтейских верфях началось строительство шести больших дизельных подводных лодок Тихоокеанской серии проекта 636. В составе Тихоокеанского флота несет службу другой корабль постройки Адмиралтейских верфей – спасательное судно «Игорь Белоусов». Осенью 2018-го с его борта впервые в истории Военно-морского флота России было совершено погружение в водолазном колоколе на глубину 416 метров с выходом на грунт.

Дорогой технического прогресса

Столь выдающиеся успехи в современном кораблестроении были бы в разы скромнее, если бы на предприятии не уделялось должного внимания техническому перевооружению и модернизации производства. За последние пять лет завод совершил в этом направлении существенный прорыв.

Работа идет по трем направлениям: в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса России на период 2011–2020 годов», плана технического перевооружения и программы «Приобретение оборудования и перебазирование имущества Адмиралтейских верфей с Ново-Адмиралтейского острова».

Самым крупным проектом стало создание современного высоко­технологичного комплекса замкнутого цикла по строительству и ремонту неатомных подводных лодок на базе стапельно-сда­точно­го цеха, что позволит передавать заказчикам до четырех кораблей ежегодно и расширит возможности верфей по сокращению сроков постройки и ремонта. Также введены в эксплуатацию новый слесарно-корпусный цех с участком изготовления конструкций из титановых сплавов и зарядно-аккумуляторная станция. Ведутся работы по строительству лабораторно-стендового корпуса, оснащению камеры по очистке, окраске и нанесению спецпокрытий; техническое перевооружение и реконструкция объектов машиностроительного производства.

Весной 2015 года запущено новое трубообрабатывающее производство, и весь технологический цикл трубомонтажных работ, включая испытания, рентген и склад, теперь объединен под одной крышей, что значительно повысило эффективность производства. В новом цехе функционирует автоматизированный склад грузоподъемностью 90 тонн для изделий машиностроения.

Еще одно ноу-хау в масштабах верфей – камера ЗD-моделирования для измерения шаблонов. Она оснащена шестнадцатью видеокамерами и позволяет производить точнейшие замеры, результаты которых тут же высвечиваются на экране монитора. Далее эти параметры в электронном виде передаются на станок с числовым программным управлением, на котором производится окончательная обработка и гибка труб.

Наряду с масштабным проектом по созданию комплекса по строительству неатомных подводных лодок ведется плановая работа по техническому перевооружению и других цехов.

Сегодня на верфях реконструируют систему вентиляции стапельно-сдаточного цеха и складского хозяйства, приобретают и вводят в эксплуатацию технологическое оборудование в производственных цехах. Кроме того, верфи продолжают планомерно высвобождать территории Ново-Адмиралтейского острова, с тем чтобы все вышеперечисленные проекты в южном и центральном районах предприятия позволили улучшать логистику, снижать накладные расходы и наращивать производственный потенциал. Модернизация мощностей проводится без остановки действующего производства, и строительство заказов идет в строгом соответствии с контрактными обязательствами.

Философия успеха

Промышленные психологи утверждают, что по фирменному стилю можно предсказать если не судьбу предприятия, то основные векторы его развития. Аббревиатура Адмиралтейских верфей – АВ – говорит сама за себя и в дополнительной расшифровке не нуждается – 315-летняя

история тому доказательство. Нам, живущим в техногенную эру, нужно стремиться к выстраиванию такой же четкой системы, без лишних деталей, а организм производства должен быть ориентирован на развитие и совершенствование.

Залог успеха в настоящем и будущем – конкурентоспособность и качество продукции, высокие технологии, компетентность менеджмента и квалификация персонала. В 2017 году в рамках стратегии ОСК на верфях начали реализовывать масштабный проект по внедрению системы бережливого производства. Пилотным стал участок подъемных и подъемно-мачтовых устройств машиностроительного производства.

На первом этапе необходимо было снизить издержки, работа началась с выявления узких мест, всего в плане было восемнадцать мероприятий. Если раньше на изготовление одного подъемно-мачтового устройства закладывали двадцать месяцев, то сейчас достаточно шестнадцати. Добиться эффекта без больших капиталовложений – именно на такие результаты и ориентирована система бережливого производства.

Следующим этапом стали участки корпусного и специального инструментального производств. В 2018 году претворены в жизнь четыре проекта программы развития производственной системы, утверждено еще одиннадцать. Их зона покрытия охватывает как производственную, так и бизнес-среду. Общий экономический эффект от их реализации составил более 143 млн рублей.

Применение новых принципов работы – дело коллективное, и на Адмиралтейских верфях в нем участвуют сотрудники разных категорий, от кладовщиков и вспомогательных рабочих до станочников, мастеров и начальников участков. Помимо самих производственных цехов в процесс бережливого производства вовлечены специалисты технического и инженерного центров, отдела закупок, бухгалтерии, центра информационных технологий.

Безусловно, переход к новой системе организации труда, как и любое развитие, многоэтапен и непрост. Для того чтобы заработала волшебная формула «минимум затрат – максимальный результат», нужно немало постараться, действуя по четкому плану и ситуативно учитывая реальное положение вещей. Поэтому большое значение отводится обучению работников верфей основам производственной системы и бережливого производства, которое началось в прошлом году. Специалисты Управления развития производственной системы, ранее прошедшие обучение сами, передают приобретенные знания и навыки рабочим и инженерно-техническим специалистам, учитывая при этом специфику сферы деятельности каждого представителя того или иного подразделения верфей.

В юбилейный, 315-й год предприятия наряду с лекциями в учебном центре и посещением эталонного участка работники верфей проходят интерактивное обучение по электронному курсу «Основы производственной системы ОСК». Задача заключается не только в заучивании теории, но и в обязательном внедрении полученных знаний в производство. По первому курсу на текущий год запланировано обучение полутора тысяч адмиралтейцев, по второму – охват списочного состава будет стопроцентным. Немаловажно, что сами наставники также продолжают учиться и расширять свои профессиональные компетенции. Так, с марта по июнь на базе учебного центра верфей прошел курс обучения тренеров по производственной системе, организованный ОСК. Слушателями были 34 специалиста c четырнадцати предприятий корпорации – от Амурского и Хабаровского судостроительных заводов до Севмаша и «Звездочки».

Главная задача этого года – реализовать порядка сорока проектов, достигнув экономического эффекта не менее 500 млн рублей. Часть проектов сегодня находится в стадии реализации, часть – на этапе подготовки.


Александр Бузаков
генеральный директор Адмиралтейских верфей

«Адмиралтейские верфи, входящие в состав Объединенной судостроительной корпорации, – старейшая верфь в нашей стране. Но я всегда придерживался мнения, что старейшее не значит старое. За три столетия у адмиралтейцев накоплен колоссальный профессиональный опыт, предприятие активно модернизируется, развивается и с уверенностью смотрит в будущее».


315 лет – возраст весьма почтенный, и немногие предприятия смогли дожить до этой красивой отметки на скрижалях российской истории, более того, продолжать работать и развиваться. Адмиралтейским верфям это удалось.

Почему? Ответ очевиден: это не только производственные корпуса, оборудование, технологии… Верфи – это прежде всего коллектив, трудовые династии, объединенные общей целью, традициями и судьбой. Стало быть, возраст предприятия определяется по людям, которые на нем работают. Сегодня наши верфи молодеют. Сюда стремятся, приходят и здесь остаются перспективные, амбициозные, патриотично настроенные молодые специалисты. За ними будущее, и именно они, корабелы, – самый ценный актив Адмиралтейских верфей. Да, адмиралтейцы очень любят свою работу, родной завод – второй дом, уважительно относятся к старшему брату-погодку Санкт-Петербургу и продолжают заниматься любимым делом императора Петра I – строить сильный флот великой страны – уже в XXI веке.


315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству
315 лет на службе Отечеству