Первый юбилей

Михаил Устинов
обозреватель

Одним из мероприятий, приуроченных к 60-летию атомного ледокольного флота, стал круглый стол на ледоколе «Красин», проведенный президентом ОСК Алексеем Рахмановым. Участники встречи обсудили роль судостроения и судоходства в освоении Северного морского пути и развитии арктических территорий

В кают-компании ледокола «Красин», пришвартованного у Васильевского острова, собрались видные корабелы, ученые и чиновники – те, кто определяет вектор развития российского Севера и делает возможным его покорение. Среди участников круглого стола президент ОСК Алесей Рахманов, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, заместитель генерального директора компании «Росатом» Вячеслав Рукша, генеральный директор Курчатовского института Александр Благов, директор Арктического и антарктического института Александр Макаров, а также руководители верфей ОСК, директора профильных музеев и отраслевые эксперты. Они встретились, чтобы сверить часы – ведь именно от их решений и слаженной работы зависит успешное развитие Арктики.

Место встречи выбрано не случайно. Именно с кораблей этого типа фактически началось покорение Русского Севера. В начале ХХ века этот корабль (тогда носивший имя «Святогор»), созданный на стапелях верфи Armstrong Whitworth в английском Ньюкасле, казался вершиной инженерной мысли. Но сегодня внушительных размеров «Красин» смотрится детской игрушкой в сравнении с громадами нового семейства отечественных универсальных атомных ледоколов проекта 22220.

Важность освоения Северного морского пути сложно переоценить. Грузопоток по Севморпути к 2024 году должен вырасти до 80 млн тонн, а к 2035-му при базовом сценарии достигнуть 100 млн. Но и сегодня этот показатель как никогда высок. По оценке генерального директора «Атомфлота» Мустафы Кашки, в этом году объем перевозок вплотную приблизится к планке в 30 млн тонн – впятеро больше, чем в СССР. Но этого все еще недостаточно, и флот нужно наращивать.

«В целом помимо ледоколов потребуется более 200 судов усиленного ледового класса, которые будут перевозить грузы из Арктики. Это и балкеры, и сверхтяжелые танкеры для перевозки СПГ и нефти», – заявил замминистра транспорта РФ Юрий Цветков.

Строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220 ведется для обеспечения бесперебойной круглогодичной работы нефтеналивного терминала «Газпромнефти» «Ворота Арктики», порта Сабетта проекта «Ямал СПГ» и в перспективе еще одного крупного терминала по производству сжиженного природного газа – «Арктик СПГ – 2». «С учетом этих двух проектов Россия выйдет на уровень 6–8% мирового производства сжиженного природного газа. Но без флота это сделать невозможно. К 2025 году нам требуется еще пять новых атомных ледоколов», – отметил директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. По его словам, к середине 2030-х основные грузопотоки по Севморпути развернутся в сторону востока и впервые в истории Россия, в том числе благодаря ОСК, получит возможность без затруднений продавать свои товары на рынки Тихого океана.

Изменился и сам подход к освоению Севера: он становится системным и ориентированным на будущее. Все участники дискуссии говорили о необходимости планирования в горизонте 15–20 лет. Требуются и гидрографические исследования, и прокладывание глубоководных маршрутов для крупнотоннажных судов, и обеспечение аварийно-спасательной готовности и безопасности мореплавания, организация связи и развитие энергетики в регионе.

Помимо строительства ледоколов, где отечественные корабелы – признанные мировые лидеры, специалисты корпорации ведут работу над роботизированными подводными комплексами. На Средне-Невском судостроительном заводе строится маломерное автоматизированное научно-исследовательское судно «Пионер-М», а прошедшей весной на Адмиралтейских верфях была заложена платформа «Северный полюс» – плавучая лаборатория для проведения широчайшего спектра исследований, способная самостоятельно передвигаться во льдах без ледокола и обладающая невероятной для неатомного судна топ­ливной автономностью до двух лет.

2019 год в ОСК был объявлен Годом науки. И это в некотором смысле символично. Последние полсотни лет научная мысль в основном была направлена в сторону от Земли. Солнечную систему человек изучил едва ли не лучше, чем Мировой океан. И это действительно так, ведь достичь Северного полюса на атомоходе «Арктика» удалось только в 1977 году – на 16 лет позже первого космического полета. Преодолеть гравитацию Земли оказалось проще, чем проложить путь сквозь ледяные поля северных морей.

А ведь освоение Севера подстегивало технологическое развитие едва ли не сильнее космической гонки. Нагляднее всего это продемонстрировал опыт создания первого атомного ледокола. В ходе работ была накоплена огромная научная база: проводились исследования материалов, ядерных взаимодействий, химии реактора, разработаны методики расчетов физических полей, решены вопросы биологической защиты. Этот задел вывел отечественных корабелов в мировые лидеры атомного надводного судостроения и по сей день приносит свои плоды. Сегодня, как и 60 лет назад, перед Россией стоят глобальные вызовы, ответить на которые можно только общими, сонаправленными усилиями. Настало время для нового объединения.

СССР придавал большое значение научным исследованиям Мирового океана. Многие из советских открытий по сей день остаются важнейшими для мировой науки. Но освоение Арктики требует новых знаний. В 2019 году прошла первая за прошедшие два с лишним десятка лет масштабная высокоширотная арктическая экспедиция, охватывающая все моря Ледовитого океана – «Трансарктика 2019». Ученые изучают все компоненты среды – дно, структуру льда, океана и атмосферы.

В 2021 году будет дан старт реализации программы ООН «Десятилетие наук об океане в целях устойчивого развития». Особый вклад в изучение океана вносят музеи: здесь не только прививают интерес к морю и корабельному делу, но и ведут серьезную научную работу. Генеральный директор калининградского Музея Мирового океана Светлана Сивкова попросила помощи у специалистов ОСК в деле сохранения кораблей-музеев и консервации их корпусов. В своей речи она предложила присвоить ряду исторических судов, таких как «Ленин», «Витязь» и «Красин», статус памятника ЮНЕСКО и выступила с идеей дать имя «Святогор» одному из строящихся ледоколов. Ведь именно со «Святогора», впоследствии ставшего «Красиным», началось активное исследование Северного морского пути.

Сегодня многие молодые люди сокрушаются, что будто бы родились не в то время: слишком рано для покорения других планет, но слишком поздно для исследования Земли. Это глубочайшее заблуждение. Именно здесь – на Русском Севере – открыт новый фронтир. Непокоренный в XX веке, он должен быть освоен в XXI. В ОСК считают, что тщательное изучение, поддержание экологии и разумное использование ресурсов Мирового океана – важнейшее направление развития всего человечества.

Полюс притяжения
Полюс притяжения
Полюс притяжения