Первый юбилей

Кто построит флот

Обновление отечественного флота – одна из ключевых задач российской судостроительной отрасли. Ее решение напрямую зависит от кадровых возможностей верфей и конструкторских бюро, входящих в ОСК

О том, как решается этот остростоящий вопрос в канун десятилетнего юбилея корпорации, рассказал директор департамента управления персоналом ОСК Эдуард Бобрицкий

Эдуард Вадимович, удалось ли корпорации решить наиболее острые проблемы с персоналом?

Мировое судостроение уже не одно десятилетие переживает «синусоидальную» эпоху: от полного спада к подъему – и снова спад. ОСК, как флагман отечественного судостроения, ощущает на себе все кадровые проблемы. И главная –  уровень квалификации и степени компетентности работников разных категорий. Это касается и производственного, и вспомогательного, и управленческого персонала, но в первую очередь линейного звена: мастеров и начальников цехов. Есть проблема и со специалистами – конструкторами, технологами. Но она сейчас активно решается при содействии государства и вузов.

Мы внутри корпорации не только обсуждаем, но и решаем эту проблему. Например, отрабатываем механизм перемещения персонала между обществами Группы ОСК в рамках проекта «Ресурсный центр».

Обсуждается ли проблема на общественных и государственных площадках?

Постоянно. Например, ОСК высказывалась на эту тему в декабре прошлого года на форуме «Новые кадры ОПК». Кадровые проблемы обсуждались и на встречах с Министерством образования. Государство немало работает в этом направлении.

При участии Национального совета при президенте Российской Федерации и отраслевых советов по профессиональным квалификациям, во всех отраслях экономики сейчас внедряются профессиональные стандарты. В том числе и в судостроении и морской технике. Каждый стандарт детально описывает функционал той или иной профессии. С их помощью работодатель фиксирует свои потребности в компетенциях работников. Вузы или средние технические учебные заведения участвуют в разработке этих стандартов, могут оценивать потребности предприятий и, соответственно, реагировать на них изменением своих программ.

Второе направление госполитики, сближающее потребности предприятий и возможности вузов, – это базовые кафедры, открывать которые теперь позволяет закон об образовании. Благодаря им мы делаем обучение студентов более практическим. Для конструкторов и технологов это работа в лабораториях, которые мы специально создаем в наших конструкторских бюро. Ребята с четвертого и пятого курсов приходят и участвуют в реальных проектах или научно-исследовательских работах.

Научные роты Минобороны как-то помогают в этом процессе?

Научные роты были созданы для ребят, выбравших для себя исследовательскую деятельность. А мы, производство, проектируем и строим реальные корабли. В России сейчас запущены два проекта производственных рот – на территории близлежащих частей и военно-морских баз служат выпускники среднетехнических учебных заведений или вузов.

Например, рядом с Северодвинском, где у нас размещены крупнейшие верфи – Севмаш и «Звездочка», располагается Беломорская военно-морская база. Основная доля молодежи трудоустраивается на эти два градообразующих предприятия. И очень важно, чтобы, уходя в армию, ребята не теряли на целый год связи с производством. Хотелось бы, чтобы молодежь проходила военную службу на своих привычных рабочих местах. Сейчас этот вопрос прорабатывается с Минобороны и Минпромторгом, и мы надеемся в наступившем году реализовать в Северодвинске пилотный проект производственной роты.

Взаимопонимание с Мин­обороны в подобных вопросах для нас важно и очень приятно. Министерство готово выделить помещения, назначить командный состав и определить задачи новому подразделению. В нашем ведении организационное обеспечение: оборудование, ремонт помещений и так далее. Если пилотный проект окажется успешным, мы хотели бы внедрить подобную практику и в других регионах присутствия ОСК.

Каких специалистов особенно не хватает на предприятиях?

Еще несколько лет назад нам физически не хватало высококвалифицированных инженеров: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров-механиков и так далее. За последние десять лет, с учетом роста промышленного производства в оборонном комплексе, с этой проблемой в целом удалось справиться. Увеличение госзаказа дало предприятиям реальный импульс для развития, позволило покупать новое оборудование.Возникла потребность в его проектировании и изготовлении.

Инженеров теперь каждый год готовится и выпускается достаточно, мы не ожидаем дефицита в ближайшие несколько лет.

С рабочими кадрами ситуация обратная. Раньше было много рабочих, мало инженеров, теперь наоборот. Большинство ребят сразу ориентируется на высшее образование.

Еще одна причина – демографическая яма. Сейчас трудовую жизнь начинает поколение, родившееся во второй половине 90-х, когда рождаемость была низкой.

В результате проблема нехватки рабочих кадров ощущается, и так будет ближайшие несколько лет. Любой руководитель, обладающий знаниями в экономике, прекрасно понимает, где выход. Прежде всего необходимо повышать эффективность персонала и производительность труда. Именно с этой целью мы внедряем бережливое производство, модернизируем оборудование, в том числе в рамках федеральных целевых программ и собственных инвестиционных проектов ОСК.

Все это подразумевает умение планировать потребность в людях для реализации производственных программ, а также возможность совмещать эти планы друг с другом. При этом надо учитывать, что ОСК – корпорация большая и у нас есть возможность перераспределять персонал с одного предприятия на другое. Если, например, на одном заводе идут работы первой стадии, первого передела, и там нужны сварщики, а на другом мы уже вышли на третий передел, когда монтируется оборудование – освободившиеся сварщики со второго завода могли бы переехать на первый.

У нас уже есть конкретный пример такого взаимодействия: с августа 2016 года бригады из Калининграда работают в Комсомольске-на-Амуре. Этот маневр мы начали  готовить через «Ресурсный центр ОСК» еще полтора года назад, как раз предвидя подобные возможности. Заметьте, не проблемы, а именно возможности. Возможности правильно, рационально распределять человеческие ресурсы, помогая коллективам на Дальнем Востоке в выполнении объемных и жестких по срокам работ.

Первой туда прибыла бригада гумировщиков (рабочих, устанавливающих резиновое анти­акустическое покрытие). И начали они не с корветов, а с подводных лодок, которые там стояли в ремонте. Калининградская бригада из двадцати семи человек проработала в Комсомольске-на-Амуре несколько месяцев. В следующий раз, когда потребуется, у местных рабочих уже будут нужные
компетенции.

Другой пример из Питера.На Балтийском заводе, который сейчас строит большие атомные ледоколы, недостаточно персонала, а Адмиралтейские верфи как раз испытывают небольшой спад в связи с началом первого этапа новой программы строительства подлодок. Соответственно, как минимум на полгода можно загрузить адмиралтейцев за счет объема работ на соседнем предприятии.

А что можно сказать о профподготовке вне корпорации?

По закону мы теперь не имеем права содержать свои училища. Это компетенция Министерства образования. Однако ОСК тесно сотрудничает и с вузами, и со средними учебными заведениями. Для будущих корабелов существуют профильные колледжи, например, в Петербурге колледж объединил три бывших ПТУ, обеспечивавших кадрами Балтийский завод, Северную и Адмиралтейские верфи.

Учитывая уменьшение числа учащихся, петербургскому комитету образования пришлось сократить количество профтех­училищ. В результате появился объединенный Колледж судостроения и прикладных технологий с очень сильной командой педагогов. Мы с ним работаем. Например, помогли с обновлением станочного парка. Несмотря на то что это оборудование учебное, мы согласовали единые программы обучения и педагоги готовят ребят под нужды именно наших предприятий.

В рамках президентского указа, который касался внедрения стандартов Worldskills в России, мы провели в прошлом году на базе питерского колледжа первый корпоративный чемпионат по трем специальностям, двум рабочим и одной инженерной. Мы предоставили колледжу совершенно новое сварочное оборудование и современные технические средства для обработки листового металла. Теперь студенты колледжа могут качественно готовиться к приходу на наши предприятия.

Профессиональные учебные заведения по судостроительному профилю начинают менять программы под профстандарт, которые мы вырабатываем совместно.

А как складывается сотрудничество с вузами?

Основной для нас вуз – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, «Корабелка». Он готовит специалистов для всей страны. Еще один важный парт­нер – Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова в Архангельске. Кроме того, в Петербурге есть еще Политехнический университет, военмех, где готовят инженеров, которые занимаются вооружением, используемым на наших кораблях.

В начале этого года, в главный студенческий праздник Татьянин день, ОСК подписала соглашение с Московской государственной академией водного транспорта. Договоренность призвана расширить работу по формированию современной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта. Подписанный документ станет основой для разработки и реализации конкретных совместных проектов, программ и мероприятий.

Кроме того, мы работаем с Государственным техническим университетом в Комсомольске-на-Амуре, готовящим кадры для наших дальневосточных заводов. Активно сотрудничаем и с Дальневосточным федеральным университетом. Наконец в Поволжье кузница молодых кадров для ОСК – Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, а на юге страны – Астраханский государственный технический университет.

Нельзя не сказать о плотном взаимодействии с Севастопольским государственным университетом. Как вы знаете, в Крыму у ОСК теперь есть Севастопольский морской завод, который действует в формате филиала центра судоремонта «Звездочка». И там имеет место острая нехватка не только рабочих профессий, но и инженерных кадров, специалистов.

До недавнего времени многие предприятия Крыма пребывали в крайне удручающем состоянии: промышленность, по сути, не развивалась, многие квалифицированные инженеры уехали в другие регионы. Сейчас крымские предприятия восстанавливаются, и с Севастопольским государственным университетом у нас подписано соглашение о подготовке молодых специалистов для возрождающегося Севастопольского морского завода.

Как отбираются студенты для базовых кафедр?

Конечно, мы не можем пропустить через свой отбор абсолютно всех желающих. Тем не менее мы стараемся охватить вниманием максимум кандидатов. Проводим встречи с молодежью, рассказываем о профессии инженера-кораблестроителя и других специальностях, связанных со строительством кораблей, судов и морской техники. На этапе отбора студентов на базовую кафедру проводится специальное анкетирование. После обучения там мы получаем готовых специалистов, которых забираем на предприятия ОСК.

Немаловажным элементом популяризации профессии корабела мы считаем учреждение федерального профессионального праздника – Дня судостроителя. Локально он уже давно отмечается в разных регионах, но для всей страны такого праздника пока, к сожалению, нет. В этом, юбилейном для корпорации году мы непременно выступим с соответствующей инициативой.

Насколько условия, которые предприятия ОСК предлагают сейчас для молодых инженеров, конкурентоспособны по сравнению с общим рынком машиностроения?

Эта проблема, как мне кажется, существовала несколько лет назад, в силу того что другие отрасли экономики достаточно активно росли. В последние годы тренд существенно поменялся и промышленное производство, в том числе машиностроение, пошло вверх. Наши предприятия стараются предлагать реально конкурентную зарплату: в регионах нашего присутствия зарплата судостроителей несколько выше, чем в среднем по другим промышленным производственным сферам.

Мы ежегодно индексируем заработную плату. Это закладывается в бюджет в соответствии с индексом потребительских цен и с теми условиями, которые закреплены в коллективных договорах, в региональных тарифных соглашениях. Все эти требования мы выдерживаем.

Средняя зарплата на наших предприятиях, как я уже говорил, выше, чем по региону. Кроме того, у нас имеются стимулирующие программы. Если работник обладает навыками по нескольким профессиям или повышает свою квалификацию, это непременно сказывается на его зарплате. Принцип привлечения и удержания высококвалифицированных кадров справедлив для всей корпорации, от Москвы до самых до окраин.

Насколько интересна социальная программа в ОСК?

Надо отдать должное нашим предшественникам и руководителям: у нас есть медицинские страховки. У «Звездочки» и Севмаша сохранились оздоровительные лагеря в Анапе и Евпатории. Мы предоставляем нашим сотрудникам путевки в санатории.

В корпорации работает большая программа по обучению, повышению квалификации, получению новых навыков – во все это инвестируются средства.

Мы активно привлекаем персонал нашей жилищной программой. Предприятия ОСК строят жилые дома в небольших городах, где большинство жителей – работники наших предприятий. Конечно, обеспечить новым жильем всех желающих невозможно, потому у нас есть еще и программа компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам. Не каждая отечественная индустрия может позволить себе сегодня такие программы.

Наконец ОСК развивает спортивную программу. Корпорация уже два года подряд проводит спартакиаду для всех своих предприятий. Это улучшает командный дух, взаимодействие, позволяет «дружить домами» и обмениваться информацией.

Очень большой кадровый потенциал для промышленности всегда давал флот. Многие офицеры ВМФ после выхода в запас занимали управленческие или конструкторские и инженерные должности на предприятиях. Насколько сейчас сохраняется эта традиция?

Морские офицеры – специалисты высокой квалификации, с обширными профессиональными знаниями, к тому же они получали свой бесценный опыт в море, в дальних походах, в том числе и в критических и аварийных ситуациях.

У нас на предприятиях и в управляющей компании достаточно много бывших военно­служащих и профессиональных военных моряков. И мы очень ценим их опыт в эксплуатации кораблей. Их знания всех тонкостей военно-морской службы очень помогают нам в общении с заказчиками.

Судостроение во все времена нуждалось не только в современных материалах и новых технологиях, но прежде всего – в устойчивом кадровом обеспечении.

Непрерывное обучение, воспитание и подготовка корабельных дел мастеров, их закрепление на верфях для нас процесс постоянный. И мы видим в нем залог будущего развития всей отрасли, находящейся на пороге долгожданного возрождения.