Первый юбилей

Гений, заглянувший в глубину

Подводное судостроение – наша особая гордость.

И во всем, чего добились в этой области отечественные корабелы, есть вклад выдающегося инженера, математика и механика Ивана Григорьевича Бубнова

 

Бубнов родился 145 лет назад – 18 января 1872 года – в Нижнем Новгороде. Там он окончил Нижегородское Владимирское реальное училище и поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте, по окончании которого молодого специалиста отправили за практическим опытом на казенную верфь Новое адмиралтейство в Петербурге. Там Бубнов проработал три года, поучаствовав в постройке броненосца «Полтава».

В 1896 году будущий кораблестроитель окончил Николаевскую морскую академию с высшими баллами по всем дисциплинам. Его имя даже высекли на мраморной Доске почета. Талантливого инженера оставили в академии преподавать строительную механику корабля и руководить дипломным проектированием.

Все свободное время Бубнов посвящал изучению проблем подводного плавания. И в 1901 году его назначили главным по подводным лодкам на Балтийском судостроительном заводе. Еще через восемь лет он уже стал профессором кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института, а затем и Морской академии. Теоретические труды Бубнова: «Спуск судна на воду», «Напряжения в обшивке судов от давления воды», «Строительная механика корабля» и другие – не потеряли актуальности и в наши дни.


В 1914–1916 годах лодки типа «Барс» позволили обеспечить господство в восточной части Балтийского моря, показав превосходство русских субмарин над немецкими

Работы Бубнова по теории подводного плавания и расчету прочности подводных лодок легли в основу русского подводного судостроения. По его разработкам для российского флота построили тридцать две лодки. Бубнов участвовал в проектировании подводного миноносца водоизмещением 113 тонн, в разработке и строительстве первой отечественной боевой подводной лодки «Дельфин» с двигателем внутреннего сгорания, а также лодок «Касатка», «Минога», «Акула», «Барс» и «Морж».

Его труды по теории подводного плавания и расчеты прочности субмарин легли в основу целого направления в кораблестроении. Бубновым разработан и оригинальный способ испытания подводных лодок в погруженном состоянии, который используется до сих пор.

Строительство субмарин в начале прошлого века шло по нарастающей. И в каждой конструкции видна мысль и роль Бубнова. Превосходство русского типа подлодок над зарубежными в то время было очевидным.

В конце концов это оказало серьезное влияние на решение отраслевого министерства, которое в 1911 году разработало «малую» программу, где предпочтение отдавалось отечественным проектам. В связи с удачными результатами испытания
детища Бубнова – подлодки «Акула» – было предложено развернуть строительство двадцати пяти лодок водоизмещением 600–650 т проектов «Морж» и «Барс». Постройка началась в 1912 году. Субмарины предназначались для Балтийского флота и Тихого океана – всего восемнадцать лодок типа «Барс». С началом Первой мировой постройку лодок попытались ускорить, однако нехватка комплектующих и отсталое производство не могли обеспечить нужные темпы.

Тем не менее вступившие в строй в 1914–1916 годах лодки типа «Барс» позволили обеспечить господство в восточной части Балтийского моря, показав превосходство русских субмарин над немецкими.

Тем временем в 1908 году Бубнов возглавил опытовый судостроительный бассейн, в котором провел ряд важных для кораблестроения работ. В 1911 году возглавил первое в мире натурное испытание влияния глубины моря на скорость корабля на черноморском крейсере «Кагул». Затем участвовал в разработке проектов линкоров типа «Севастополь» и «Измаил».


Бубнов участвовал в разработке и строительстве первой отечественной боевой подводной лодки «Дельфин», а также лодок «Касатка», «Минога», «Акула», «Барс» и «Морж»

Именно Бубнов выступил инициатором широкого внедрения на флоте дизельных энергетических установок и принципов электродвижения. Начиная с 1912 года он пять лет подряд консультирует Балтийский завод и судостроительное общество «Ноблесснер» в Ревеле. Иван Бубнов был членом центрального совета экспертов и руководил на Балтийском заводе переделкой легких крейсеров в нефтеналивные суда, а также разрабатывал программу для речного флота.

Коме того, Бубнову принадлежит приоритет в систематизации основных проблем прочности корабля и разработке их решения. Благодаря ему кораблестроительная механика стала самостоятельной дисциплиной. Например, Бубнов впервые создал методы расчета пластин, работающих в составе корпуса судна. Его теоретические работы, служившие основой при проектировании линейных кораблей и подлодок, частично используются и поныне.

13 марта 1919 года в возрасте всего 47 лет Иван Бубнов скончался от сыпного тифа и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. После его ухода не осталось ни учеников, ни теоретических работ, ни методик, ни расчетов, ни объяснительных записок. Только готовые корабли и их чертежи. В 2001 году в Санкт-Петербурге на доме по адресу: улица Марата, 90, установили мемориальную доску с текстом: «Бубнов Иван Григорьевич, главный конструктор подводных лодок ВМФ России, основал в 1901 г. конструкторское бюро (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), заслуженный профессор, генерал-майор корпуса корабельных инженеров».

Построен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде и спущен на воду 20 апреля 1974 года. Судно вошло в состав ВМФ 19 июля 1975 года. Первым капитаном танкера был назначен Константин Панов.

1 октября 1975 года после ходовых испытаний в Финском заливе танкер вышел на первую боевую службу в Средиземное море. Здесь экипаж отрабатывал способы заправки кораблей и судов, пополняясь запасами в порту Тартус. В ноябре 1975 года танкер одновременно заправил на ходу траверсным и кильватерным способами три корабля: противолодочный крейсер «Ленинград», большой противолодочный корабль «Николаев» и эскадренный миноносец «Находчивый».

В декабре 1975 года «Бубнов» выполнял задачи боевой службы в Атлантическом океане и обеспечивал корабли ВМФ в районе Конакри. После трехмесячной работы в Атлантике танкер возвратился в Средиземное море, а 17 марта 1976 года прибыл в Севастополь. В 1984 году «Бубнов» участвовал в дружественном визите отряда советских кораблей в Республику Куба и в совместных учениях с кораблями местных ВМС. Во время грузино-.абхазского конфликта экипаж танкера принимал активное участие в обеспечении кораблей и судов топливом и в эвакуации беженцев в российские порты. Осенью 2002 года после длительной стоянки танкер обеспечивал средиземноморский поход отряда российских боевых кораблей, а в следующем – совершил поход в Индийский океан. «Иван Бубнов» неоднократно принимал участие в оперативных и командно-штабных учениях. Например, зимой 2008 года обеспечивал топливом, водой и продовольствием отряд боевых кораблей в Средиземном и Карибском морях, а также Атлантическом океане


Большой морской танкер

«Иван Бубнов»

[ проект 1599В ]

Водоизмещение: 22 450 т

Длина: 162,3 м

Ширина:  21,4 м

Осадка:  9 м

Скорость хода макс.: 17 узлов

Мощность: 9600 л.с.

Дальность плавания: 10 000 миль

Экипаж: 93 человека