Первый юбилей

Фундамент судостроения

И.о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин считает «Корабелку» не просто поставщиком кадров, а неотъемлемой частью судостроительной промышленности

Подробнее о том, как будет развиваться университет, и о его связи с отраслью Глеб Туричин рассказал в своем интервью журналу ОСК

Глеб Андреевич, расскажите, ждут ли университет серьезные структурные изменения?

«Корабелка» всегда оставалась университетом европейского типа, где базовыми единицами являются кафедры, из которых, в свою очередь, сформированы факультеты. Такая структура наиболее пригодна для инженерного образования.

Чтобы вносить изменения, необходимо хорошо познакомиться с людьми, выслушать их позицию, «сверить часы» с основным нашим заказчиком – ОСК. Казалось бы, с момента моего вступления в должность прошло не так уж много времени – несколько месяцев, но времени на неспешную раскачку нет.

И все же изменения будут. В первую очередь в направлении улучшения качества образования, которое мы даем нашим выпускникам. Нам нужно в чем-то восстановить, в чем-то модернизировать, а в чем-то приспособить к нуждам промышленности суть образовательного процесса в университете. При этом совершенно необходимо модернизировать учебно-лабораторное оборудование большинства кафедр вуза.

Во-вторых, «Корабелке» необходимо поднимать проходной балл ЕГЭ для абитуриентов, чтобы к нам попадали молодые люди с высоким уровнем школьного образования. Однажды мы уже прошли этот путь в Политехе, на металлургическом факультете.

Кроме того, мы планируем внедрить систему коллективной выработки решений, так называемые стратегические сессии планирования. Это своего рода мозговые штурмы, которые помогут сплотить коллектив и дадут возможность сообща находить наиболее правильные решения задач, стоящих перед «Корабелкой».

Первая из таких коллективных рабочих сессий уже прошла, и меня очень порадовало, что одно из главных решений рабочей группы – сделать «Корабелку» лучшим в мире кораблестроительным университетом и одним из лучших технических университетов в стране.

Позволяет ли сегодняшний курс развития Морского технического университета полностью обеспечивать российскую судостроительную отрасль высококвалифицированными кадрами?

Мне кажется, у университета долгое время не было определенного курса и коллектив от этого устал. Да и сейчас говорить, что он уже есть, преждевременно. Но вопреки всему в университете сохранилась преподавательская школа по всем направлениям кораблестроения. Можно с уверенностью сказать, что задачу обеспечения судостроительной отрасли высококвалифицированными кадрами мы будем решать и решим.

Что касается качества образования, тут есть над чем работать. И мы будем делать это, ориентируясь на потребности предприятий судостроительной промышленности. Руководители предприятий, конструкторских бюро, кадровых служб, производственно-технические специалисты должны помочь нам точно определить, что для них означает «современный высококвалифицированный специалист». Что он должен знать, уметь, какими компетенциями обладать.

Насколько отражаются потребности судостроительной промышленности в программах обучения в «Корабелке»?

Программы постоянно совершенствуются не только в связи с переходом на новые образовательные стандарты, но и в силу развития современной кораблестроительной науки, появления новых технологий.

В университете существуют связи с организациями судостроительной промышленности, и все внедренные там инновации отражаются в учебных программах. Кроме того, существует и действует система наших базовых кафедр, территориально расположенных непосредственно в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах.

Я не считаю наш университет поставщиком продукта, а отрасль – покупателем. Мы неотъемлемая часть судостроительной промышленности. Если угодно, мы дочернее и зависимое общество, отвечающее за рост квалификации и инновационности в отрасли. И нам необходима четкая актуальная позиция последней относительно требований к выпускникам, их численности, трудоустройству. Так что предмет для тесной совместной работы университета и ОСК, безусловно, есть.

Каким должно быть сегодня морское инженерное образование, чтобы соответствовать самым взыскательным запросам судостроительных предприятий?

Для этого недостаточно совершенствовать лишь университетские программы. Необходима постоянная содержательная обратная связь с предприятиями – чтобы от них поступала информация о том, какие необходимы изменения в образовательных программах, какие дополнительные компетенции требуются выпускникам для успешной работы.

Со своей стороны, мы должны обеспечивать выпускникам глубокие базовые знания, соответствующие высокому научно-техническому и профессиональному уровню, навык самоорганизации по их непрерывному пополнению, компетенции по их самостоятельному применению на практике, умение работать и мозгами и руками, свободное владение русским и иностранным языком. А главное – мы должны привить им потребность самостоятельно учиться на протяжении всей жизни.

Существуют ли примеры совместных проектов студентов «Корабелки» со специалистами предприятий ОСК или других компаний?

Безусловно. Инициативные студенты у нас есть. В «Корабелке» существует целый ряд групп, имеющих ту или иную организационную форму. Например, студенческое конструкторское бюро кораблестроения, в котором студенты ведут собственные разработки. Наиболее заметные проекты этого бюро: водный велосипед, лодка на солнечных батареях и разработка установки для исследования слошинга в танках грузовых судов.

Также стоит упомянуть проект «Мобильная подводная робототехническая платформа для освоения и эксплуатации месторождений Арктического региона», разработанный совместно сотрудниками Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» и студентами, обучающимися там на нашей базовой кафедре. Эта работа стала победителем конкурса лучших инновационных проектов в сфере науки и высшего профессионального образования Санкт-Петербурга в 2016 году в номинации «Лучшая научно-инновационная идея».

Кроме того, в университете создан бизнес-инкубатор. Его задача – оказывать всестороннюю помощь инициативным коллективам студентов для реализации их идей. Одна из них – «Экобот» – проект насыщенного инновационными компонентами экологически чистого судна для рек и каналов. Этот проект реализуется на основе соглашения университета с ОСК. Промышленные партнеры – Средне-Невский судостроительный завод, Крыловский научный центр, Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии и ЦНИИ «Курс». Технологические партнеры – ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Dassault Systemes, SAP и российские разработчики программного обеспечения.

Есть еще целый ряд студенческих инициативных и научных групп при кафедрах и лабораториях, научно-технических кружков и т.д.

Большинство наших студентов инициативны, они способны заниматься научными и инновационными проектами и делают это. Какие из них со временем найдут свое воплощение в промышленном производстве, покажет время.

Существует практика, когда студента индивидуально готовят для конкретной должности на предприятии?

В «Корабелке» вопросами целевой подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов судостроительной промышленности занимается факультет целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и дополнительного профессионального образования специалистов.

В рамках целевой подготовки в университете учатся около 400 студентов. За последние пять-семь лет университет выпустил по целевому набору более 800 молодых специалистов. Подготовка осуществляется по договорам с возмещением затрат, а также с выделением бюджетных мест в рамках государственного заказа.

Насколько сложно выпускникам «Корабелки» найти привлекательную должность по специальности?

Санкт-Петербург – один из мощных центров судостроительной промышленности. Здесь находятся многие предприятия, на которых наши выпускники могут найти себе применение. Для современной молодежи привлекательность рабочего места определяет прежде всего уровень зарплаты. Те из наших выпускников, кто подходил к обучению достаточно ответственно, как правило, не имеют проблем с поиском привлекательного места работы.

Ведется ли в университете статистика по трудоустройству выпускников?

Выпускникам нашего университета несложно найти привлекательную для себя работу в соответствии с полученной специальностью. Этому способствуют практики и стажировки, включенные в процесс обучения, а также постоянная и тесная связь выпускающих кафедр с предприятиями.

В результате к окончанию срока обучения молодые специалисты в большинстве своем имеют сформировавшееся мнение о том, где реализовать на практике полученные в университете знания и чему посвятить свою жизнь.

В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете создан и работает центр по содействию трудоустройству обучающихся. Он обеспечивает связь между университетом, предприятиями в структуре ОСК и персонально каждым выпускником. На основе этой связи мы имеем возможность вносить коррективы в образовательные программы. А это позволяет готовить специалистов, востребованных на рынке труда.

Статистика трудоустройства ведется с применением системы мониторинга эффективности вузов России. За последние два года университет вошел в число учебных заведений, обеспечивающих выполнение требуемых показателей, и имеет положительную статистику трудоустройства выпускников. Но эта положительная оценка не означает, что все замечательно и можно почивать на лаврах. Тут есть над чем работать и к чему стремиться.

Удается ли университету добиться полного взаимопонимания и взаимодействия с конкретными предприятиями ОСК и всей отрасли?

Работники университета активно и успешно сотрудничают с предприятиями отрасли. Чаще это трудовые договоры. А вот контрактами с университетом нас пока не избаловали. Но это, на мой взгляд, в большей степени проблема университета, чем предприятий. Будут яркие полезные предложения – будут контракты. Коллектив университета соскучился по большим важным задачам, он к ним готов.

Какое внимание в университете уделяется переподготовке кадров?

Профессиональные образовательные программы учитывают реальные аспекты научно-технических и профессиональных задач, стоящих перед предприятиями. В учебный процесс широко внедряются новые информационные технологии. Тематика дипломного, а в ряде случаев и курсового проектирования направлена на решение конкретных технических задач, поставленных заказчиком.

 


В обучении студентов-целевиков и программах повышения квалификации занято от 120 до 140 преподавателей более чем 30 кафедр университета

 

Университет обучает студентов по дополнительным образовательным программам, согласованным с заказчиком целевой подготовки, обеспечивает повышение квалификации, переподготовку специалистов по различным направлениям науки и техники, экономики и управления по профилю университета.

В обучении студентов-целевиков и реализации программ повышения квалификации занято от 120 до 140 преподавателей более чем 30 кафедр университета.

Чтобы спланировать целевой прием по заказу предприятий, мы прогнозируем потребности предприятий судостроительной промышленности в кадрах, мониторим уровень переподготовки специалистов, анализируем кадровый потенциал судостроительных предприятий. Ряд предприятий и организаций регулярно направляют своих сотрудников на повышение квалификации по выбранным программам на основе прямых договоров.

У нас разработано более полусотни дополнительных образовательных программ. Количество сотрудников университета и специалистов промышленности, повышающих свою квалификацию в «Корабелке», составляет в среднем 800 человек в год.

С 2014 года университет участвует в открытом публичном конкурсе на представление программы развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Наши программы целевого обучения три года подряд признаются победителями. На реализацию этих программ Минобрнауки РФ предоставляет субсидии, а партнеры вуза, участвующие в программах (Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Адмиралтейские верфи и концерн «Гидроприбор»), осуществляют софинансирование.

По каким основным критериям университет оценивает профессиональный уровень инженеров судостроительных предприятий?

С одной стороны, существуют три профессиональных стандарта для судостроителей, они официально доступны в Интернете, и инженерные кадры должны им соответствовать. В то же время к квалификации специалистов будут постоянно возникать дополнительные требования, вызванные особенностями строящихся судов (кораблей, сооружений). Они могут быть описаны в стандартах корпорации и должностных требованиях предприятий.

По большому счету, оценивать профессиональный уровень инженеров судостроительных предприятий – прерогатива руководящего состава самих предприятий. Когда они видят, что кто-то из сотрудников предприятия может и должен повышать свой профессиональный уровень, у них должна иметься возможность направить своих сотрудников на курсы повышения квалификации. Этот процесс должен быть непрерывным. Это обязательное условие для того, чтобы российское кораблестроение было конкурентоспособным и находилось на мировом уровне.