Первый юбилей

Празднику быть

7 февраля в доме Российского исторического общества состоялась небольшая, но содержательная выставка «350 лет отечественному государственному кораблестроению. Штрихи к истории»

Oрганизатором этой выставки выступил фонд «История Отечества» при поддержке Российского исторического общества и Объединенной судостроительной корпорации. Камерный Стрелецкий зал вместил в себя экспозицию, посвященную славным эпизодам истории отечественного судостроения. Экскурсию для гостей выставки, среди которых были историки, общественные деятели и представители судостроительной отрасли, провел сотрудник Центрального военно-морского музея Михаил Тимофеев.

Экспозиция охватывает период с 1667 по 1917 год, и, не стремясь отразить всю полноту истории дореволюционного кораблестроения, раскрывает ее сложность, парадоксальность и красоту на отдельных примерах – тех самых штрихах. «Флагманом» выставки стала величественная модель первого российского военного корабля «Орел», предоставленная игуменьей Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря Маргаритой.

Рождение этого легендарного корабля стало отправной точкой в развитии отечественного государственного судостроения, а его символическое изображение венчает шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Среди специалистов бытует мнение, что именно на «Орле» впервые был поднят российский триколор. Это косвенно подтверждается сохранившейся закупочной ведомостью с указанием тканей трех цветов: белого, синего и красного.

Посетители выставки имели возможность лично ознакомиться с содержанием уникальных инженерных альбомов начала XX века. Альбом с фотоматериалами, посвященными постройке линкоров «Полтава» и «Гангут», был передан музеем истории Адмиралтейских верфей, а альбом, иллюстрирующий создание орудийных установок для линейных кораблей «Императрица Мария» и «Севастополь», попал на выставку прямо из личной коллекции президента ОСК Алексея Рахманова.

Собравшимся показали информативный ролик, созданный на основе фильма Елены Богославской «Дединово – родина российского кораблестроения» и в очередной раз подчеркнувший значимость корабля «Орел» для отечественной истории.

 


Корабельное дело давно стало явлением русской культуры и важнейшим фактором нашей истории

 

В обсуждении предстоящего юбилея российского государственного судостроения приняли участие ведущие эксперты, представители академического исторического сообщества и государственных структур, в числе которых председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, президент ОСК Алексей Рахманов, а также директор Института российской истории РАН Юрий Петров.

«Есть знаковая дата, прямо связанная с историей судостроения в России, – сказал Рахманов. – В 1667 году, то есть 350 лет назад, царем Алексеем Михайловичем на государственные средства в селе Дединове Луховицкого района Московской области был заложен первый российский военный корабль «Орел». Петр I об этом факте не забыл и с размахом продолжил дело, начатое отцом».

В своем выступлении глава ОСК напомнил собравшимся, что 2017-й является также годом десятилетнего юбилея ОСК.

«Мы считаем эту дату днем второго рождения отрасли, – заявил президент ОСК. – За десять лет ситуация в нашем судостроении коренным образом изменилась: боевой флот пополняется новейшими надводными кораблями и подводными лодками, уверенно возрождается ледокольный флот, началось обновление рыбопромыслового и круизного флотов».

Общаясь с журналистами в кулуарах, Алексей Рахманов отметил, что юбилей первого русского корабля, кроме своей исторической сути, важен и с точки зрения понимания подходов к развитию технологий.

«Если мы хотим чего-то достигнуть, не надо чураться возможности учиться у тех, кто технологически сильнее нас, – заметил Рахманов. – Мы часто перенимали лучшие технологии, материалы, создававшиеся в развитых странах. И это делало нас конкурентоспособными в мире. 350 лет назад голландцы учили нас строить военные корабли. Сегодня у нас есть свой мощный военный флот, современные надводные и подводные корабли, которые по праву считаются сильнейшими в Мировом океане. Тем самым мы сохраняем главную традицию и предназначение русского военного флота – защищать экономические и национальные интересы страны».

Президент ОСК также отметил, что в России до сих пор нет общего профессионального праздника судостроителей, и предложил учредить такой день в июне. Сергей Нарышкин поддержал эту инициативу.

С просьбой содействовать установлению своего федерального профессионального праздника в различные профильные ведомства неоднократно обращались и представители Совета ветеранов судостроительной промышленности. В том числе благодаря их усилиям в настоящее время региональный День судостроителя установили корабелы Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Астрахани. Без сомнения, активная позиция и поддержка ветеранов отрасли на этот раз должны способствовать принятию положительного решения по этому вопросу, тем более что все формальные основания для учреждения праздника есть.

По мнению работников отрасли, а также авторитетных исследователей отечественной истории, профессиональный праздник российских корабелов – День судостроителя – мог бы быть приурочен ко дню выхода царского указа о закладке корабля «Орел», 29 июня.