Первый юбилей

Возвращение корабелов

Севастополь не только «гордость русских моряков», как поется в известной песне, но и до недавнего времени южная столица российских корабелов

По сути, форпост России на Черном море начался c первой кузницы, построенной на берегу Корабельной бухты моряками эскадры Федота Клокачева на том самом месте, где теперь находится основная, южная площадка Севастопольского морского завода. Сегодня там постепенно воссоздается коллектив прославленной верфи. Когда в 2015 году на базе Севастопольского морского завода начал свою деятельность филиал центра судоремонта «Звездочка», численность персонала на предприятии составляла менее 200 человек – остались, пожалуй, самые стойкие и самые преданные любимому делу. Именно севастопольские корабелы составили костяк коллектива нового предприятия. А затем начался его поэтапный рост. К настоящему времени численность персонала уже более 600 человек. В связи с ростом объемов заказов на верфи надеются через некоторое время принять на работу еще не менее 150 сотрудников, преимущественно производственных рабочих, а затем довести количество работников до 1000.
Кадровая арифметика

Если севастопольские старожилы слышат об этих планах, то напоминают, что в советское время на Севморзаводе трудились более 15 тысяч человек. Но то был период расцвета Черноморского флота, для которого Севастопольский морской всегда был основным партнером по судоремонту, и лучшие годы для севастопольских рыбаков и транспортников, так что выполнять объемные производственные планы корабелам приходилось в две, а то и три смены. Сегодня ситуация изменилась: военный флот существенно сократился, от знаменитых некогда «Атлантики» и «Югрефтрансфлота» остались разве что названия…

К тому же следует учитывать, что по сравнению с советскими временами производительность труда в ряде областей возросла в разы. На смену старому оборудованию пришли станки с числовым программным управлением, производительность которых не идет ни в какое сравнение с тем, что было двадцать-тридцать лет назад. Как следствие, с теми задачами, которые раньше выполняли целые бригады, сейчас легко справляется один человек. И это при возрастающем качестве выпускаемой продукции. А масштабное техническое перевооружение Севморзавода начнется уже в ближайшее время. Есть четкие планы и по увеличению загрузки предприятия.

«Два с половиной десятилетия безвременья в промышленном сегменте Севастополя привели к тому, что многие высококвалифицированные инженеры и рабочие либо уехали в другие регионы, либо переквалифицировались и вряд ли вернутся к работе по специальности, – рассказывает начальник службы по управлению персоналом Севморзавода Антон Котельников. – Можно сказать, что образованные и опытные корабелы в Севастополе теперь в дефиците. Кто-то работает в других областях, кто-то сомневается. Привлечь на предприятие тех же сборщиков корпусов металлических судов, судоремонтников, сварщиков, электриков, станочников весьма непросто. Квалифицированных и профессионально подготовленных людей приходится искать, как крупицы золота в породе…»

Вакантные места

В этой связи кадровая служба Севморзавода работает по целому ряду направлений. Во-первых, организовано более широкое информирование об имеющихся на заводе вакансиях, постоянное тесное сотрудничество с городским центром занятости и службами занятости других регионов.

Во-вторых, началась целенаправленная подготовка кадров на базе Севастопольского государственного университета и Севастопольского судостроительного колледжа. Руководство Севморзавода работает с этими учебными заведениями в тесном контакте. Завод уже сейчас принимает учащихся и студентов на практику целыми группами, рассчитывая, что многие из молодых людей захотят, получив диплом, прийти сюда работать.

Ведутся переговоры и с другими профильными вузами страны – в частности, с Омским государственным техническим университетом, который предлагает создать в Севастополе базовую кафедру «Технология и оборудование судостроения и судоремонта». Это предполагает установку в заводских цехах станков с программным управлением тяжелого класса, а значит, студенты смогут обучаться непосредственно в производственных условиях.

В-третьих, на завод активно привлекаются люди из Крыма и других регионов страны. Прежде всего это севастопольцы, уехавшие когда-то из города в поисках работы. Примеры их возвращения на родной завод уже имеются, и этот процесс продолжается.

 


Сомнений нет: однажды Севморзавод вновь станет градообразующим предприятием

 

Наконец на Севморзаводе хотят обучать специалистов непосредственно на рабочих местах, как это делается на многих других российских промышленных предприятиях. Но для этого необходимо пройти процесс получения соответствующих документов, создать необходимые условия и восстановить материально-техническую базу.

Впрочем, как известно, кадровый голод присущ не только Севморзаводу, с ним сталкиваются и на других профильных предприятиях. Поэтому на уровне ОСК проводится политика для возмещения кадрового дефицита. И это уже задача государственных масштабов.

Социальная база

Кстати, средняя заработная плата на Севморзаводе существенно превышает среднюю по городу, высококвалифицированные рабочие получают от 40 тысяч рублей. И с ростом количества и объема привлекаемых заказов есть перспектива поэтапного увеличения зарплат. Однако не будем забывать, что заработная плата лишь один из возможных мотивов для соискателей работы. Среди других – уровень инноваций на заводе, возможность профессиональной самореализации, перспективы служебного роста, социальная сфера и т.д.

В годы своего расцвета Севастопольский морской завод обладал могучей социальной базой. Предприятием были построены целые городские районы, такие как по улице Горпищенко или по проспекту Победы. У завода были свои общежития, базы отдыха, дома культуры, стадион, поликлиника и многое другое. К сожалению, все это за два последних десятилетия утрачено. А возрождать социалку параллельно с возрождением производства крайне сложно. Тем не менее на заводе понимают, что двигаться вперед необходимо. Например, при должной поддержке городских властей начато решение вопроса с выделением мест в общежитиях для молодежи, которая, как свежая кровь, сейчас вливается в коллектив.

Севастопольские корабелы также рассчитывают, что свой достойный вклад в защиту интересов трудового коллектива внесут и недавно созданные на предприятии совет трудового коллектива, совет бригадиров, первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники (Судпроф).

Всем миром

Не остаются в стороне от решения многочисленных проблем Севастопольского морского завода и специалисты ОСК, а также головного предприятия – центра судоремонта «Звездочка». Символично, что, когда в середине прошлого столетия строилась и становилась на ноги «Звездочка», огромную помощь верфи в этом процессе оказывали специалисты Севморзавода. Можно сказать, что сейчас идет обратный процесс. Северодвинцы, да и в целом все российские корабелы считают делом чести оказание всемерной помощи своим коллегам в возрождении такого прославленного предприятия, как Севморзавод.

Одним словом, сомневаться в том, что однажды Севморзавод вновь станет градообразующим предприятием Севастополя, не приходится. У предприятия есть перспективные заказы, растет коллектив, начался первый этап технического перевооружения, грядет реконструкция производственных мощностей. Постепенно восстанавливаются компетенции завода в области судоремонта, в том числе в рамках гособоронзаказа, есть четкие планы по началу возрождения судостроения, и в частности плавкраностроения, где Севморзавод некогда занимал лидирующие позиции в отрасли. За свою более чем двухвековую историю севастопольская верфь неоднократно оказывалась в тяжелом положении, но всякий раз, и после войн, и после революций, возрождалась буквально из руин. Вот и сейчас у Севастопольского морского завода хорошие перспективы. И их главный залог – поэтапное воссоздание его трудового коллектива.

  • 1783 – год основания
  • 500 кораблей и судов построено
  • 5000 кораблей и судов отремонтировано
  • 53 Гектара – территория производственных площадок